По мнению американской прессы, прекращение огня на Донбассе сегодня уже превратилось в издевательство, а Украина и Россия снова оказались на грани войны. Более детально мнение американских СМИ о том, как выполняются условия перемирия на Донбассе и о росте напряженности между Киевом и Москвой, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
По словам американского издания The National Interest, в течение нескольких последних недель режим перемирия в восточной части Украины постепенно расшатывается, и в этой связи возникает вопрос о возможном возобновлении на Донбассе полномасштабных боевых действий. Между тем ведущие западные страны по-прежнему хотят сохранить перемирие любой ценой – ради этого они готовы игнорировать даже постоянно вспыхивающие бои, превращающие в издевательство саму идею прекращения огня.
Одновременно с этим у обеих сторон конфликта – и у Российской Федерации вместе с поддерживаемыми ею сепаратистами, и у Украины – есть довольно серьезные стимулы к разжиганию конфликта: они надеются на нанесение решающего удара, благодаря которому можно будет кардинально изменить сложившуюся ситуацию.
Для Киева с каждым днем существования сепаратистских структур в Луганске и в Донецке, поддерживаемых РФ, вероятность объединения всех украинских земель на своих условиях становится все более низкой. Если проанализировать опыт других конфликтов, возникавших на евразийской территории, то можно увидеть, что очень часто временные линии разграничения сторон конфликта меняли свой статус на постоянный. Помимо этого, не стоит также забывать и том постоянном давлении, под которым сегодня находится украинское правительство.
От руководства страны требуют и более активного проведения в Украине реформ, предложенных западными партнерами Киева, и повышения уровня жизни населения страны. Рейтинги и правительства, возглавляемого Арсением Яценюком, и команды президента Петра Порошенко падают, при этом и представители Вооруженных сил страны, и бойцы добровольческих батальонов все чаще выражают свое недовольство тем, как руководство Украины ведет боевые действия на Донбассе. Еще один момент – украинской власти, несмотря на постоянные случаи нарушения перемирия на Донбассе, так и не удалось убедить своих западных партнеров в необходимости предоставления Украине летального оружия – против этого по-прежнему выступает целый ряд западных стран.
Впрочем, фактор времени также давит и на Российскую Федерацию. Замедлившиеся темпы роста экономики Китайской Народной Республики и ожидаемый выход на мировой рынок существенных объемов нефти из Ирана грозят обернуться новым снижением нефтяных котировок. Снижение цен на нефть, в свою очередь, явно не улучшит способность России ни переносить введенные против нее санкции, ни оказывать поддержку террористам. При этом нынешняя ситуация Москве также не нравится, поскольку у сепаратистских образований на Донбассе по-прежнему нет никакого официального статуса, и данные образования могут быть уничтожены очень быстро.
Москва стремится к фактическому признанию постоянного статуса сепаратистских образований на востоке Украины.
Прекращение огня, пусть даже и очень плохо работающее, все-таки обеспечивает определенное спокойствие, при котором больше внимания к себе привлекают затруднения украинского руководства с проведением в стране реформ. Если же на Донбассе возобновятся полномасштабные боевые действия, то тогда на первый план опять выйдут соображения нацбезопасности. Вполне возможно, что западные страны в случае, если события начнут развиваться по такому сценарию, предоставят украинским властям и больше времени, и большую свободу в своих действиях. Также вполне вероятно, что окончательный срыв выполнения Минских договоренностей заставит население Украины сплотиться вокруг своего руководства.
При этом долгосрочной целью Москвы в данном случае является добиться фактического признания постоянного статуса двух самопровозглашенных республик, как это ранее произошло с Абхазией и с Южной Осетией. Однако для этого украинские силы должны потерпеть настолько серьезное поражение, чтобы даже перспектива получения помощи от западных стран, включающая в себя и подготовку, и вооружение, не смогла заставить украинцев поверить в возможное проведение в будущем операции, аналогичной хорватской "Буре".
Если у России получиться втянуть украинскую армию в серьезное сражение, пока у сепаратистов все еще сохраняется преимущество, то вполне возможно, что Киев можно будет убедить в отсутствии у него выбора и в необходимости смириться с заморозкой конфликта.
Есть еще один фактор времени – Москву сейчас серьезно ограничивают санкции, продленные Европейским Союзом на 6 месяцев. Если Российская Федерация надеется на их дальнейшее смягчение, то все возможные перемены военного баланса должны произойти именно сейчас, чтобы уже к ноябрю, когда страны ЕС вновь соберутся, чтобы обсудить санкции, на Донбассе было уже спокойно, и ситуация на линии разделения была бы стабильной. Ведь любая конфронтация в августе протяженностью, например, в 10 дней, в ноябре уже станет "древней историей", особенно если к моменту заседания стран ЕС будут действовать уже новые мирные договоренности.