По мнению российских СМИ, правительство РФ решило вместо борьбы с экономическим кризисом просто затаится. Более детально мнение российских СМИ о тактике, выбранной правительством для борьбы с экономическим кризисом, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Издание "Газета.ру" утверждает, что жители Российской Федерации сейчас понимают – экономический кризис в стране быстро не закончится. Уже в следующем году правительство намеревается экономить, как говориться, "по всем фронтам" – зарплаты бюджетников и пенсии вырастут чисто символически, и в этой связи уровень потребительского спроса будет расти очень слабо. Не стоит также ожидать и роста инвестиций, потому что кредиты остаются весьма дорогими, а деловой климат в РФ по-прежнему неблагоприятный. Итогом всего этого является весьма высокая вероятность дальнейшего продолжения рецессии.
В этом году пока еще нет ни одного компонента, который демонстрировал бы положительную устойчивую динамику. Реальные доходы населения страны, объем внешней торговли, объем инвестирования в основной капитал, оборот розничной торговли, промышленность – все это пока только лишь падает. В августе ситуация немного стабилизировалась: ключевые показатели продолжают оставаться в отрицательной зоне, но при этом они не просели ниже предыдущего месяца.
Лето 2015 года не дало никаких поводов для оптимизма в плане развития российской экономики, и в этой связи аналитики Минэкономразвития сперва снизили свою годовую оценку рецессии по итогам года до 3,3 процента, а в настоящее время руководитель экономического ведомства Алексей Улюкаев заявляет, что рецессия может оказаться еще более глубокой. Консенсусный прогноз экономистов по рецессии экономики РФ при этом уже давно сходится на цифрах в пределах от 3,5 до 4 процентов, а аналитики Центробанка недавно ухудшили свой прежний прогноз до 3,9 – 4 процентов.
Фактически разработанный правительством антикризисный план, так и не сработал. Там достаточно своевременно приняли решение о необходимости поддержки отечественного банковского сектора, тогда как реальный сектор экономики, так и не получил, по большому счету, никакой поддержки со стороны государства.
На фоне закрытого доступа к внешнему заимствованию и двузначных процентных ставок по внутренним кредитам, реальный сектор так и не сумел извлечь для себя выгод ни из девальвации национальной валюты, ни из введенного правительством продуктового эмбарго. По итогам января-июля 2015 года темпы спада в российских обрабатывающих производствах превышают показатели по всей промышленности в целом: 4,9 процента против 3.
По большинству позиций так и не произошло столь желанного импортозамещения.
В частности, по большинству позиций в итоге так и не произошло столь желанного импортозамещения, а там где все-таки произошло, качество выпускаемой продукции упало: в частности, в производстве сыров российские производители начали использовать пальмовое масло. В итоге, уже президент РФ Владимир Путин заявил, что импортозамещение не является фетишем. По словам главы государства, речь в данном случае идет, в первую очередь, о наиболее важных технологиях, о так называемых "технологиях двойного назначения".
Следующий год также обещает быть непростым, поскольку правительство так и не придумало никаких серьезных антикризисных мер, сосредоточившись вместо этого на обсуждении вопроса о необходимости сокращения бюджетных расходов. Вместе с тем у Центробанка свои проблемы – регулятор всецело погрузился в борьбу с инфляцией.
Глава правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости сверстать на следующий год реалистичный бюджет и о необходимости максимального повышения бюджетных расходов. Руководитель Минфина Антон Силуанов отметил, что его ведомство предлагает правительству оставить в бюджете-2016 уровень расходов такой же, как в этом году – 15,2 триллиона рублей, и в таком случае показатель дефицита госбюджета не превысит 3 процентов.
Правительство и Центробанк сознательно программируют продолжение рецессии в следующем году.
Этот подход означает, что правительство не планирует выделения каких-либо дополнительных средств для поддержки российской экономики. Все это накладывается на реализуемую Центробанком жесткую монетарную политику – регулятор продолжает ограничивать рост денежной массы и не спешит со снижением ключевой ставки. У Банка России есть своя собственная цель – снизить к 2017 году уровень инфляции в стране до 4 процентов. Следствием такой политики ЦБ будут минимальные темпы роста кредитования, как населения, так и нефинансового сектора экономики.
Правительство также не собирается стимулировать и рост потребительского спроса. Главным камнем преткновения в процессе верстки госбюджета на следующий год стала индексация соцрасходов – зарплат бюджетникам, социальных выплат, пенсий. Согласно закону, они должны быть проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции, то есть, на 12 процентов, однако уже сейчас очевидно – такой индексации не будет. Выходит, что и правительство, и формально от него не зависящий Центробанк, осознано программируют продолжение экономической рецессии еще и в следующем году, поскольку стимулироваться не будут ни инвестиции, ни потребление.