В Российской Федерации еще не было коррупционных дел такого масштаба. «Довольно успешного губернатора Республики Коми, который беззаветно был предан действующему президенту России, обвинили в том, что он возглавлял бандитскую группировку, якобы включавшую в себя многих высокопоставленных чиновников региона», - пишет в своей статье Леонид Бершидский, российский медийщик, колумнист Bloomber. Автор отмечает, что теперь, когда сильное удешевление «черного золота» заставляет российских граждан затягивать пояса, следует ожидать новых арестов: элитам продемонстрируют, что воровать, как раньше, уже нельзя.
Бершидский подчеркивает, что Вячеслав Гайзер по всем характеристикам был образцовым губернатором. «Гайзер, в отличие от многих иных местных руководителей, которых Путин поставил управлять регионами (где они никогда не были), родился в Коми. Это довольно большая, богатая на природные ресурсы территория на севере Российской Федерации с 2 миллионами населения. Гайзер работал в одном из первых в РФ частных банков. В правительство он попал в 2002-м и как-то быстро пришел вверх, к успеху: в 2010-м Медведев предложил ему стать губернатором. После того как возвратились к практике выборов губернаторов, в 2014-м Гайзер был переизбран, получив порядка 78 процентов голосов. В обнародованном Фондом развития гражданского общества прокремлевском рейтинге эффективности губернаторов он занял 4-е место. Кроме этого, он был членом правления пропутинской политсилы «Единая Россия», - пишет Бершидский.
Теперь же Следственный комитет назвал Гайзера лидером преступной группы, в состав которой якобы входило порядка пятнадцати человек, включая вице-губернатора, руководителя местного законодательного собрания и иных чиновников. Во время обысков в офисах и домах чиновников были найдены документы на офшорные компании, дорогие часы и иные атрибуты богатства в России. Чиновников обвиняют в противозаконном завладении госкомпаниями.
Сигнал губернаторам.
«В этой предыстории ничего нового нет: коррумпированность губернаторов в российских регионах общеизвестна. Например, в нынешнем году губернатора Сахалина взяли под арест за взятку. Однако, как правило, это случается после неоднократно повторенных предупреждений, а в делах существует четкая политсоставляющая: неудачливые губернаторы могут навредить электоральным показателям «Единой России».
Но ничто не указывало на то, что Гайзер слышал хотя бы что-то о недовольстве Кремля; он провел политсилу через выборы в законодательный совет на прошедшей неделе, обеспечив ей 58 процентов голосов. Помимо этого, это первый случай, когда берут полную команду губернатора. Приписывать местные элиты к «преступным группировкам» довольно рискованно: если преступники долгими годами маскировались под хороших и прилежных чиновников в Коми, то где гарантия, что такие же люди не сидят в креслах руководителей иных регионов? Это могло бы значить, что система безнадежно коррумпирована, но президент не хочет в этом признаваться», - отмечает Леонид Бершидский.