«Российский президент Путин может самостоятельно принять решение о нанесении воздушных ударов по позициям группировки «Исламское государство» на сирийской территории без согласования такого решения с Соединенными Штатами и силами антитеррористической коалиции, об этом сообщают источники Bloomberg», - передает издание «Биржевой лидер».
Согласно информации Bloomberg, полученной от источников, «знакомых с вопросом», российская военная авиация может получить приказ о совершении боевых ударов по позициям террористов ИГ, причем решение о таком приказе российским руководством может приниматься самостоятельно, без согласования с США и силами коалиции, ведущей боевые действия в регионе. Источники утверждают, что Путин пойдет на такой шаг, если в Вашингтоне откажутся координировать свои действия с Россией, Ираном и сирийской правительственной армией.
Российские инициативы по борьбе с террористами ИГ в Сирии были озвучены министром МИД РФ С. Лавровым в августе. Речь идет о создании «широкого антитеррористического фронта» с участием правительственных войск Сирии, иракской армии и курдов. Как стало известно, в общих чертах свое предложение президент Путин изложил еще в июне саудовскому принцу и министру обороны М. бен Сальману, когда тот стал гостем экономического форума в Санкт-Петербурге, однако никаких подробностей тогда Путин не сообщил. Теперь же в понедельник должно состояться долгожданное выступление Путина в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН. Там он, как всеми ожидается, должен ознакомить с детальной сутью своих предложений.
При этом авторитетные страны западного мира пока настороженно воспринимают российские инициативы. Желание Москвы оказать помощь в борьбе с серьезной проблемой, какой на данный момент стала ИГ, конечно, будет воспринято благосклонно. Однако в том, что известно уже сейчас, просматривается нескрываемое желание России сохранить жизнеспособность режима Асада, президента Сирии. Правительственные силы рассматриваются Россией как часть объединенной коалиции, и тем самым Запад должен принять неугодный ему режим сирийского президента и тем самым легитимизировать его.
Собственно, из-за застоявшейся в Сирии политической власти, приведшей к возникновению целого ряда негативных процессов в обществе, и возник сирийский конфликт. Поначалу, с 2011 года, это были массовые протестные мероприятия, но они довольно скоро переросли в вооруженные столкновения оппозиции с правительственными силами, разросшимися в результате до масштабов гражданской войны. Негативным образом на ситуацию влияют существующие этнические и религиозные трения в стране. Они стали дополнительными факторами возгорания конфликта, а впоследствии и вовлечения в него целого ряда региональных государств и других заинтересованных стран мира. Конфликтующие стороны получили от таких стран разного рода поддержку, в том числе финансами и вооружением.
После того как активным участником конфликта стала экстремистская группировка джихадистов из ИГ, число участвующих сторон возросло. В укрупненном приближении, кроме правительственных сил Асада, оппозиционных сил, представленных различными группировками, и террористов ИГ, в конфликте также принимают участие курдские группировки, которые, впрочем, стараются быть нейтральными в отношении правительства и оппозиционеров. Таким образом, страна по сути уже развалилась на несколько частей, где сохраняют контроль стороны конфликта.
У России в Сирии давние интересы. Еще с советских времен продолжаются благосклонные отношения между правительствами стран, которые затем были перенесены и на Россию. С 70-х годов сохраняется на сирийской территории российский пункт материально-технического обеспечения. Поэтому Россия заинтересована в сохранении правящего режима хотя бы на части территории страны, чтобы Москва сохраняла свое влияние в регионе. Кроме того, на фоне международной изоляции, и прежде всего со стороны западных стран, Москва хочет укрепить свой авторитет в мире, и для этого в том числе нужно участие ее в решение сирийской проблемы. Предложив план борьбы против ИГ в рамках широкой коалиции, Путин рассчитывает вернуть себе звание миротворца, утерянное после участия в украинских событиях двух последних лет. Пока на Западе с осторожностью присматриваются к российской инициативе, Москва форсирует свои действия и постепенно увеличивает свое присутствие в Сирии. В частности, из сообщений в мировой прессе стало известно о реконструкции, которая ведется в аэропорту сирийской Латакии, где при помощи россиян расширяются возможности местной взлетно-посадочной полосы, чтобы она смогла принимать все типы самолетов.
Россия давно, согласно двусторонним договоренностям, занимается поставками вооружений правительству Асада, но в последнее время к бронетранспортерам и грузовикам добавились зенитные комплексы, а также, согласно последним сообщениям, и боевые самолеты. О том, что в стране есть российские военные, было уже известно, в Москве их называют «инструкторами», которые помогают разбираться с российской техникой, но также уже сообщалось о том, что около двух сотен российских военных принимают участие в военных операциях правительственных сил. В целом растет убежденность в том, что Москва готова серьезно защищать свои интересы в Сирии, в том числе с применением своих армейских возможностей.