Активное участие России в сирийском конфликте может иметь два сценария развития. «Так считают эксперты, опрошенные российским «Коммерсантом», - передает издание «Биржевой лидер».
Предполагаемых сценариев участия РФ в военных действиях в Сирии может быть два – условно: оборонительный и наступательный. Если говорить об оборонительном сценарии, то он, по-видимому, сведется к тому, чтобы помочь правительственным силам сохранить контроль над средиземноморским побережьем Сирии и прилегающими к нему территориями. В этой местности проживают алавиты, которые являются преданной опорой для их единоверца, президента Асада. В этих же местах расположены два важных населенных пункта – Латакия, где есть аэропорт, в последнее время реконструируемый с помощью России, и Тартус, где уже десятилетиями располагается пункт материально-технического обеспечения российского военного флота.
В последние месяцы вблизи данных территорий наблюдалось усиление деятельности радикальных исламистов, что вызвало серьезную обеспокоенность Дамаска, туда пришлось перенаправить часть правительственных сил за счет ослабления позиций на других линиях противостояния. В случае если на Латакию или горные районы, населенные алавитами, будет предпринято наступление исламистов, защиту правительственных интересов может поддержать российский контингент. При этом могут быть задействованы главным образом воздушно-космические силы, но и, в случае необходимости, спецподразделения. Хотя российское руководство вроде бы подчеркнуло, что собирается принимать в Сирии только военно-воздушные меры.
Также существует информация, что силы, поддерживающие правящий режим, из других стран, разделили между собой зоны влияния на сирийской территории. Москва, как уже отмечалось, взяла ответственность за морское побережье, Иран поможет с обороной Дамаска, ливанские шииты из «Хезболлы» обеспечат контроль на сирийско-ливанской границе, как они это делали и раньше, и за ближайшими районами. Если договоренности будут выполняться, то правительственные силы Сирии получат достойную поддержку, что особенно важно на фоне ряда их неудач. Также это будет означать, что под контролем правительственного режима останется большинство густонаселенных и развитых районов страны: столица Дамаск и ее окрестности, граница с Ливаном, Хама, Хомс и побережье Средиземного моря.
На данном этапе проходят также бои за важный город Алеппо. На остальные территории страны сирийское правительство с союзниками в обозримое время претендовать не будут, потому что следует учитывать реальную обстановку. Алавиты, выступающие в поддержку Асада и его правительства, составляют всего 12 процентов населения страны. Другие диаспоры не столь склонны поддерживать власти страны. В связи с этим удерживать большие пустынные или полупустынные территории смысла не представляет. Суннитские районы (Эр-Ракка, Деръа и прочие) отбить будет непросто, поскольку они уже закрепились под контролем оппозиционных сил.
Другой сценарий событий предполагает совершение более активных действий. Это значит, что вместе с обороной тех участков, что еще подчиняются правительству Асада, могут проводиться и наступательные операции. Такой план представляется для России более рискованным, однако, с другой стороны, он сулит и значительный выигрыш в виде поднятия международного имиджа. Если удастся провести успешную операцию на сирийском фронте, то это станет эффектным событием на фоне действий сил международной коалиции во главе с американцами, у которых нет прогресса в противостоянии террористам из ИГ, причем уже продолжительное время, пожалуй, с тех пор, как в марте прошло успешное освобождение города Тикрит в Ираке, при этом после, в мае, была и потеря более крупного города Рамади. Наверняка российские пропагандисты могли бы по полной использовать освобождение Пальмиры, известной своими античными развалинами. Такая операция, по мнению экспертов, при поддержке с воздуха представляется выполнимой для российского спецназа вместе с поддержкой со стороны сирийских войск.
Однако стоит учитывать и нюансы: отступая, боевики могут подорвать исторические ценности древнего города, и тогда сложно будет в полной мере раскрутить пропагандистскую составляющую операции, если на нее будут рассчитывать в Москве. Кроме того, необходимо учитывать, что захват Пальмиры может обойтись гораздо легче, чем дальнейшее удержание города, который практически является оазисом среди пустыни. Существует большая вероятность в таком случае завязнуть в сирийском конфликте, а президент Путин, как известно, накануне пообещал «с головой» не зарываться в этот конфликт. Кроме того, было заявлено, что Россия воздержится от наземных операций и сделает ставку только на авиационные удары.
Как стало известно, вчера российский президент получил разрешение от Совета Федерации применять армию за рубежом. Тут же было объявлено, что в соответствии с просьбой сирийского правительства и президента Асада российские военные помогут в борьбе с террористами из ИГ. Кроме того, в Москве тут же подчеркнули, что российские военные – единственные, кто действует в Сирии на легальной основе по просьбе местных властей, в то время как международная коалиция такого разрешения не имеет.