Оказавшийся неожиданно, но вполне предсказуемо, в эмигрантской политической ссылке депутат российской Госдумы Илья Пономарев дал обширное интервью European Russians, в котором затронул основные проблемы России и предположил, какими путями их возможно решить. Об этом передает издание «Биржевой лидер».
Говоря о своей нынешней жизни, Пономарев отмечает, что он не совсем эмигрант, поскольку он не принимал решения покинуть страну. Можно считать, что его из нее выслали, закрыв путь назад, когда он был в зарубежной командировке. С учетом того, что на родине арестовали счета и активы, а также лишили зарплаты, то приходится думать о том, как заработать денег. Так что к эмиграции стоит готовиться серьезным образом. В силу ограниченности источников к зарабатыванию средств, он активно помогает разнообразным стартапам в Кремниевой долине, а в остальное время оказывает помощь Украине по привлечению инвесторов в нефтегазодобычу, а также ведет работу с русскоязычной диаспорой в Америке.
Помощь Украине он считает важной задачей, потому что успех Украины создаст хороший пример для России, и также верно, что неудача покажет правоту Путина. А работа с многочисленной русскоязычной диаспорой в Америке важна для будущего, когда придет время выводить страну из кризиса после нынешней властной команды. Тогда придется расстаться со многими людьми при власти и заняться построением новой системы управления. Для этого будут нужны люди с иными горизонтами и опытом. На примере Украины заметно, что бывает, когда это заранее не подготовлено. Для организации русской диаспоры предстоит многое сделать. Пока что далеко не только до «образцовых» армянской и индийской диаспор, но и до, к примеру, украинской, которая сыграла важную роль в «оранжевой революции», и активно помогала Майдану в 2014 году, несмотря на разочарование от разрушенных надежд 2004 года. Пока русские разрознены, даже само понятие «русский» очень размыто, так как многие идентифицируют себя с еврейской диаспорой или прочими народами бывшего Союза. Но важно, что произошел скачек эмиграции после начала войны с Украиной. По оценке Пономарева, это около полутора миллионов человек. Начинают формироваться новые структуры взаимодействия и взаимопомощи.
Оценивая результаты прошедших в России местных выборов и дальнейшие перспективы демократической оппозиции, Пономарев отметил, что для него произошедшее не стало сюрпризом, потому что в регионах выборы надо проводить с кадрами, знающими и любящими конкретный регион. Поэтому неудивительно, что «Яблоко», несмотря на критику, набрало в три раза больше голосов в Костроме, чем московская команда. Успех коммуниста Левченко в Иркутске показывает, что можно побеждать, если есть сильный кандидат. При этом российский политик в сложившихся условиях не верит в приход к власти через выборы, но считает необходимым развивать потенциал оппозиции в кадрах, организации и финансах, а это возможно практически лишь через регулярное участие в выборах на разных уровнях.
Оппозиционным силам необходима штабная структура, четкий план действий и ответственность участников за результат. Карнавальные протесты не помогут взять Кремль. Был шанс в декабре 2011 года, но либералы увели протест с площади Революции на Болотную. После этого момента шансов в общем-то не было, но и это было необходимо пройти. Украинские события также дают важный урок. Если Майдан в 2004-м делала действующая элита, организовавшись и осознанно, то во втором случае события имели более стихийный характер, но именно представители действующей элиты были призваны выражать интересы протестующих. Похожим образом развивались события на Болотной - вдруг появлялись Прохоров, Кудрин, Собчак и другие, кто до того не был замечен в антисистемных настроениях.
Говоря о нынешнем моменте, Пономарев отмечает, что не во всем согласен с западной политикой санкций. Они, вероятно, были введены справедливо, потому что страна превратилась в агрессора. Политик признается, что долго поддерживал внешнеполитический курс РФ, особенно что касалось апелляций к праву и к ООН, когда Россия выступала против вторжения в Ирак и другие страны. Однако с аннексией Крыма и использованием войск на Донбассе стало ясно, что она такая же империя, как и другие. Однако вместе с тем он не может поддержать санкции против народа, пусть этот народ и неправ. Смысл санкций, вводящихся страной, не участвующей в конфликте, не месть, а желание воздействовать на него таким образом, чтобы он поскорее завершился. Сейчас же получается, что в глазах россиян санкции позиционируют Запад как сторону конфликта и помогают Путину списать на американцев недееспособность правительства.
Как поведет себя дальше Запад в отношении России? По мнению Пономарева, на Западе Россия мало кого в действительности волнует, лишь постольку, поскольку, как сосед-алкоголик, живущий в одном подъезде, от которого неизвестно что можно ожидать. Запад готов поддержать те силы, что смогут усмирить кремлевских хулиганов и вернуть страну в общепризнанные рамки международных норм поведения. Поддерживать малодееспособную оппозицию там не хотят. Средства Фондов, скорее, выделят представителям власти, потому что они хоть теоретически на что-то могут повлиять. Просто дразнить российские власти им неинтересно, лучше использовать поддержку или нейтралитет России для решения важных задач. Кроме того, понятно, что Путин сам загоняет свою страну в тупик и тем самым занижает опасность, от нее исходящую. Дееспособные российские граждане сами несут деньги в западные банки или семьями переезжают, тем самым укрепляя кадровый потенциал Запада. Зачем этому мешать? – вопрошает Пономарев.
Пономарев: Россия мало кого интересует на Западе
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.