«Россия ошиблась, когда решила создать на украинской территории очаг замороженного конфликта, и сейчас такой вид конфликтной ситуации Москву не устраивает, она будет пытаться предложить нечто другое, пишет американская газета The Washington Post в своем материале о текущей ситуации на Донбассе и перспективах изменения его характера», - передает издание «Биржевой лидер».
Создание замороженных конфликтов можно уже наблюдать в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Они получаются вследствие опасных малых войн, урегулирование которых идет не путем мирных соглашений, а через замораживание позиций конфликтующих сторон, так как ни одна из них не может одержать решающую победу. В итоге остается спорная ситуация, но нет боевых действий. Однако такая ситуация не устраивает Россию в Украине. Замороженная ситуация может не помочь в достижении тех целей, которые ставит себе Россия по Украине. Поэтому более вероятно, что конфликт будет продолжать тлеть даже с учетом соглашения о прекращении огня.
Мнение о том, что Путин хочет замороженного конфликта на части Украины, продолжает существовать, в оправдание ее говорят, что такой конфликт не очень затратен, но несет угрозы. Однако ситуация развивается иначе. После того как Янукович бежал из своего киевского роскошного дома в феврале прошлого года, Путин был озабочен тем, чтобы дестабилизировать и свергнуть установившееся в Украине прозападное правительство. Россия воспользовалась возможностью и отобрала Крым, но ей не нужно равновесие, пока в Киеве остается у власти правительство Порошенко, и не произойдет его смена на другое, которое позволит оставить Украину в российской орбите.
Кремль впервые серьезно обеспокоился в то время, как в Москве прошел протест против результатов выборов в 2011-2012 годах. Демонстрации никогда всерьез не воспринимались как реальная угроза для правительства Путина, однако десятки тысяч протестующих заставили в какой-то момент признать, что более не стоит полагаться на пассивное согласие масс. «Оранжевая революция» в Киеве и «Революция роз» в Тбилиси могли убедить Путина в том, что активное меньшинство может быстро набрать силу.
Новая революция на киевском Майдане несла для Кремля двойную угрозу. Для Кремля считалось катастрофой отпустить Украину на Запад и получить в будущем в ее лице еще одного члена НАТО. Кроме того, неожиданное свержение Януковича заставило администрацию Путина испугаться мысли, что украинская революция может стать вдохновением для оппозиционных сил в России, и они подумают о том, чтобы сделать в Москве то же самое. Захват Крыма и меры по дестабилизации и унижению украинской власти должны были продемонстрировать российской общественности, сколь нежелательным и высоким по цене может стать массовый протест.
Аннексия Крыма и военные действия на востоке Украины вначале смотрелись многообещающе как вариант дестабилизации и свержения правительства в Киеве. Потери территорий и военные потери вследствие боев должны были стать унизительными для Киева, который к тому же не мог продемонстрировать решение внутренних проблем. Все это должно было сломить новую власть и поднять против нее элиты, и тогда масштабное вмешательство войсками России не понадобилось бы.
Однако такие планы не сработали, и вот спустя время видно, что украинское правительство выстояло. Стратегическую цель России в Украине реализовать не удалось. Не произошла замена правительства на более выгодное Москве, а значит, на ее политику не оказалось влияния, и замороженный конфликт не сможет помочь. В случае с Украиной потеря части территории может помочь правительству. Отколовшиеся регионы на востоке с их российскими покровителями будут изолированы и не смогут влиять на национальную политику. Они окажутся будто в карантине и не смогут напрямую дестабилизировать правительство.
Эксперты отмечают, что конфликты, подробные тому, что возник на востоке Украины после стадии «заморозки» не переходят вновь в крупномасштабные боевые действия и это для Москвы проблема. Стабильность украинского правительства под вопросом, когда продолжаются бои, а в случае замороженного конфликта Киев может обратить внимание и ресурсы на актуальные вопросы реформ, то есть настоящая заморозка конфликта только увеличивает шансы правительства Украины на выживание. Таким образом, замороженный конфликт в Украине станет настоящим провалом российской внешней политики.
В этой связи перемирие, которое наблюдается в зоне конфликта с сентября, следует оценивать скептически. И почти наверняка бои между украинскими силами и пророссийскими сепаратистами возобновятся. Однако масштабных боевых действий, скорее всего, не будет. Многие ожидали возобновление войны и наступление сепаратистов летом. Однако этого не произошло, по-видимому, по причине действующих санкций и существенного падения цен на нефть, а также общих экономических проблем России, которые сдержали ее амбиции.
Российские лидеры поняли, что возобновление войны приведет к ужесточению санкций и более жесткой позиции Запада по изоляции России от международных финансовых источников, которые сейчас очень важны для восстановления российской экономики. Из всего этого Washington Post делает вывод, что Кремль будет, скорее всего, усугублять и ослаблять свои действия в Восточной Украине, по мере необходимости поддерживая конфликт, и отвлекать Киев от решения внутренних проблем.