История с малайзийским «Боингом» является только эпизодом в бесконечном информационном сериале с названием «Борьба России с Америкой». Об этом сообщает Константин Эггерт, российский журналист, в специальном комментарии для Deutsche Welle.
Эггерт напоминает о том, что 13 октября была проведена пресс-конференция концерна «Алмаз-Антей», производителя зенитно-ракетных комплексов «Бук», во время которой представители концерна заявили, что был проведен экспериментальный подрыв ракеты перед фюзеляжем списанного «Ил-86», что стоило десять миллионов рублей. Представители концерна уверены в том, что эксперимент показал: 17 июля 2014 года малайзийский «Боинг» был уничтожен украинскими силами ПВО. По мнению российского журналиста Леонида Рагозина, такое пропагандистское наступление выглядит практически как признание вины.
Автор материала отмечает, что все это действительно выглядело весьма неубедительно и некрасиво, особенно в глазах родных и близких погибших пассажиров. Вдобавок к эксперименту специалисты «Алмаз-Антея» срочно решили поменять свое мнение о модели головной части ракеты, пытаясь Нидерланды в предвзятости.
Вряд ли руководство концерна не понимало, что пресс-конференция не окажет какого-либо влияния на доклад Нидерландского совета по безопасности, или на общественное мнение Запада. Версия о том, что рейс MH17 был сбит пророссийскими сепаратистами, воспринимается на Западе как самая вероятная. Уголовное расследование, проводимое Нидерландами, вероятнее всего, подтвердит эту версию.
В Москве это также понимают. Презентация концерна «Алмаз-Антей», после которой, по всей вероятности, начнутся выступления провластных аналитиков и «документальные расследования» госканалов, главным образом, была нацелена на российскую аудиторию. Эггерт отмечает, что власти пытаются приучить россиян к мысли о том: лайнер «Малайзийских авиалиний» был сбит украинцами для того, чтобы обвинить в трагедии сепаратистов и Россию. Это все подкреплено другим тезисом, на котором основана вся эта конструкция: самолет был сбит Украиной по приказу Соединенных Штатов, которые всегда и во всем пытаются насолить Москве.
По мнению автора материала, поддержание российского национального сознания в состоянии «осажденной крепости» является главной задачей Кремля. Все это объясняется расчетом на то, что граждане, сплотившись перед лицом внешнего врага вокруг властей государства, не будут задавать неудобных вопросов касательно коррупции на высшем уровне, состояния экономики государства, образования, социальной сферы и здравоохранения. Эггерт отмечает, что для среднестатистического россиянина покинуть «осажденную крепость» равноценно уходу из зоны комфорта, в пределах которой все имеет простое объяснение: в бедах России виноваты все, помимо самой России.
Больше 60 процентов россиян поддерживают операцию в Сирии, не понимая, за что Россия воюет.
Также журналист отмечает, что данные последних опросов, обнародованных «Левада-центром», только подтверждают успешность такой стратегии. 71 процент россиян сугубо отрицательно относятся к роли Соединенных Штатов в мировой политике. Кроме того, 75 процентов россиян воспринимают ведущие западные страны как противников, стремящихся к решению своих проблем за счет Российской Федерации и «при удобном случае наносящие ущерб ее интересам».
Эггерт считает, что эксплуатация постсоветского имперского комплекса для нынешней внутренней политики российского руководства стала основой и ключевым методом. Этому методу практически полностью подчинена вся внешняя политика России и ее политика безопасности. По словам журналиста, если учитывать всю серьезность национальной психологической травмы, нанесенной потерей статуса сверхдержавы, у Кремля остается еще очень большой резерв доверия. Однако существует только одна проблема: требуется постоянное нахождение новых поводов для поддержания такого состояния умов.
Журналист отмечает, что, в соответствии большинством соцопросов, крымская эйфория уже закончились. События на украинском востоке, учитывая отсутствие каких-либо существенных изменений, также уже не находятся в центре внимания, отходя на второй план. Сегодня все внимание обращено на Сирию. По данным ВЦИОМ, больше 60 процентов населения поддерживают проведение операции российских ВВС на Ближнем Востоке. При этом практически половина респондентов одновременно понятия не имеет, за что, собственно говоря, Россия воюет в Сирии. Как заметил российский комментатор Александр Гольц, война для россиян превратилась в видеоигру, транслируемую по телевидению.
Однако, если верить словам президента страны Путина, в Сирии не планируется применение наземных частей. А это означает, что рано или поздно воздушная кампания также перестанет быть для россиян чем-то новым. После этого россиян придется чем-либо другим.
По словам Эггерта, бесконечное изобретение каких-либо «информационных поводов» превращает российскую государственную машину в «велогонщика по отвесной стене», которому необходимо постоянно крутить педали для того, чтобы не падать. Рано или поздно такая велогонка по отвесной стене завершится, однако ее моральные последствия еще долгое время будут давать знать о себе. Вероятно, даже дольше, нежели распад Советского Союза.
Автор: Вероника Марсина