С первых дней текущего года в нефтяной сфере России начался новый этап развития, в ходе которого происходит реализация так называемого налогового маневра. Как пишет Deutche Welle, его заданием является полное изменение не только налоговой системы, но и подхода к управлению экономикой, что помогло бы РФ избавиться нефтяной зависимости.
Впрочем, из-за снижения цен на «черное золото» в это значение пришлось вносить определенные изменения. Уже до октября стало очевидным, что регуляторы будут вынуждены пойти на изменение конфигурации налогового маневра в пользу федерального бюджета. Эксперты раздела «Новости Мира» онлайн-издания для инвесторов «Биржевой лидер» отмечают, что с учетом современных условий интересы сферы нефти придется отложить на потом.
В чем состоит суть маневра.
С первого января 2015 года в России действует налоговый маневр. Им было предусмотрено постепенное уменьшение в течение трех лет (с 2015 по 2018) экспортных пошлин на «черное золото» и нефтяные продукты. В то же время планировалось синхронное увеличение налоговой ставки на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Новые правила предусматривали, что с начала текущего года упадет с пятидесяти девяти до сорока двух процентов. А уже в 2016 году эта же ставка должна уменьшиться до тридцати шести процентов, в 2017-м – до тридцати процентов.
В течение трех лет прогнозировался рост ставки НДПИ в 1,7 раза, таким образом, одна тонна нефти подорожала, и вместо 493 рублей теперь стоит 919. В текущем году рост налога уже превысил пятьдесят процентов, в связи с чем за тонну нефти предлагают уже 775 рублей.
Одной из основных целей такого маневра состояла в выравнивании вывозных пошли в государствах Евразийского экономического союза (ЕЭС). Это, в свою очередь, нивелировало выгоды от перепродажи нефти и нефтепродуктов российского производства. Эксперты уже подсчитали, что потери бюджета Российской Федерации за год составили примерно восемь миллиардов долларов США по той причине, что вывоз нефти и нефтепродуктов из России в Беларусь и Казахстан осуществлялся без пошлин, а уже потом осуществлялся реэкспорт «черного золота».
Также, по утверждению сторонников налогового маневра, в будущем он должен был содействовать снижению зависимости бюджета Российской Федерации от стоимости нефти. Соответствующее заявление прозвучало от руководителя отдела
налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Ильи Трунина. Впрочем, данный маневр был запущен либо с большим опозданием, или его не до конца просчитали. В связи с невысокими ценами на нефть в том же Минфине были вынуждены поменять свое отношение ко всему, что происходит.
Поступили новые предложения.
На этой неделе в российскую Государственную думу внесли проект закона, которым предусмотрена заморозка пошлин на экспорт, что, собственно, означает факт отмены их уменьшения в следующем году. По словам Ильи Трунина, закон будет определять предельную ставку для расчета пошлины, размер которой в течение следующего года должен составить сорок два процента. Вместе с тем, чиновник добавил, что действие этого уровня предусмотрено только до тридцать первого августа 2016 года.
Такая заморозка пошлин, по мнению членов правительства, будет способствовать пополнению бюджета на двести миллиардов рублей. Если эти средства удастся получить до тридцать первого августа, уже с первого дня сентября 2016 года, согласно планам, пошлинную ставку будет снижено до тридцати шести процентов. «В противоположном случае, может быть принято решение о продлении действия ставки на отметке сорок два процента, однако максимум до тридцать первого декабря 2016 года», - отметил Трунин.
«Российское правительство, таким образом, было вынуждено признать, что маневр оказался провальным, в частности, учитывая девальвацию курса национальной валюты», - считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Она уверена, что в заморозке как таковой нет ничего плохого, однако есть смысл вернуть ставки экспортных пошлин и НДПИ на показатель прошлого года. Дмитриева убеждена, что от этого было бы больше эффекта.
Чем обернется такой откат?
По убеждению экспертов, возможность отката на уровень двухлетних показателей является минимальной. В то же время, решение касаемо заморозки все же примут. Согласно ныне существующим оценкам, это поможет пополнить российский бюджет дополнительно на двести миллионов рублей, а это равняется значительной частью от так называемой «девальвационной прибыли» сектора. В частности, такое мнение было озвучено директором Московского нефтегазового центра EY Денисом Борисовым. Он убежден, что если озвученные ранее новшества не продлятся более года, не стоит ожидать, что будет радикально пересмотрена программа инвестиций.
Вместе с тем, по утверждению Борисова, «из-за постоянных изменений налоговых
условий деятельности нефтяных компаний возникает дополнительная неопределенность, которая может обернуться отказом от реализации самых сложных и затратных проектов, создавая риски для долгосрочного устойчивого развития отрасли». Сейчас Минфин поставил перед собой задачу получить дополнительный источник дохода от девальвации, в частности, благодаря проведению глубинных реформ в системе обложения налогами нефтяной сферы.