Поставки различных видов оружия, которые проводятся как на официальном уровне, так и на основании личных договоренностей между высшими руководителями государств мира, давно привлекают внимание СМИ и других заинтересованных сторон своей неоднозначностью. Основные экспортеры оружия неоднократно подозревались, а то и уличались в использовании продажи вооружений не только с целью пополнения государственной казны, но и в проведении таких торговых операций в политических или военных целях.
Во время обострения сирийского конфликта и появлении в нем Российской Федерации представители средств массовой информации стали пристально рассматривать не только возможности российской военной машины, но и то, каким образом эта страна может использовать поставки оружия с целью укрепления своих позиций в мировом сообществе.
Как отмечает обозреватель швейцарского издания Finanz und Wirtschaft Мауро Мантовани, сейчас стало крайне интересным проводить исследования поставок российского оружия в разрезе поведения данной страны на Ближнем Востоке. Да и данный сегмент рынка (поставки оружия) сейчас расцвел, как никогда за многие годы, а Россия занимает в нем второе место после Соединенных Штатов.
Но не все так радужно для российской стороны, которая вынуждена торговать вооружением, преодолевая международные санкции, наложенные на нее за аннексию украинского Крымского полуострова и активное участие в событиях на Донбассе. Если найти покупателя, который находится вне санкционеров можно в странах третьего мира, и таких желающих достаточно много, то для модернизации своего военного потенциала и привлечения все новых стран-импортеров возможности достаточно скудные. Вот тут санкции реально действуют, так как многие технологии и комплектующие для российского оружия доставлялись из тех стран, которые поддержали эмбарго против РФ.
Азиаты пока основные покупатели оружия у РФ.
Однако, наиболее крупные из них уже вовсю занимаются разработкой и внедрением собственных изобретений в области оборонпрома, пока что продолжая покупать и у россиян. Основным импортером много лет еще с конца советских времен считался Китай, но эта страна развиваясь серьезными темпами, естественно, не оставила в стороне и вооружение своей армии качественными образцами оружия собственного производства.
Да и с Китаем появились известные проблемы, которые возникали не только в военной сфере и не только у России. Всем известна склонность местной промышленности к производству от обратного – так называемого reverse engineering, когда с готового образца продукта иностранного производителя делается копия в обратной последовательности. Это и привело к тому, что РФ попросту перестала быть заинтересованной в китайском рынке, который столь горазд на подделки всего чего угодно.
Другое дело Индия, которая после проблем, возникших с Китаем, со второй половины прошлого десятилетия стала основным покупателем российской военной техники. Также остались старые покупатели и добавились новые из стран Африки – Ливия, Алжир, Уганда, и Южной Америки – Венесуэла и Перу. Восточно-азиатский же регион вместо Китая достаточно плотно представлен Вьетнамом.
Все эти государства вместе взятые смогли не только пополнить потери этой графы российского бюджета после выпадения Китая из списка покупателей, но и в три (!) раза увеличить доходы от продажи орудий войны. И это стало реальностью всего лишь за какие-то 10 лет!
Интересно и балансирование РФ в застарелом конфликте между Азербайджаном и Арменией, которые долгие годы оспаривают принадлежность Нагорного Карабаха. И тут второй поставщик оружия в мире имеет свою не только денежную выгоду, так как находится на хорошем счету у руководства обеих стран. Азербайджан получает современные танки, беспомощные при ведении боевых действий в горах, а также современные системы ПВО, которым нет применения при отсутствии у Армении военно-воздушных сил. А армяне тоже не остаются обиженными российской стороной, которая помимо продаж военной техники, еще и обеспечивает безопасность этой страны, разместив на ее территории свои вооруженные части.
Хотя, для Армении иногда такая помощь выходит боком – как сообщали корреспонденты издания для инвесторов и трейдеров «Биржевой лидер», в январе нынешнего года в армянском городе Гюмри российский дезертир совершил жестокое убийство местной семьи из семи человек из известных только ему побуждений.
Сирия – сейчас главный партнер россиян на Ближнем Востоке.
Многоходовые политические игры, как самой Российской Федерации, так и других крупных стран Европы и мира сделали Сирию важным партнером для официальной Москвы не только в плане поставок оружия, но и как чуть ли не единственную возможность поддержания своего авторитета и сохранения шансов реализовывать свою международную политику.
Поэтому оружие от Кремля Башир Асад получает не потому что он так люб тамошним правителям, а потому что он является одним из компонентов российской борьбы за сферы влияния со странами Запада. Достаточно стремительные шаги руководства России по строительству военных объектов на территории Сирии и переброска туда части контингента не только из воинских частей из глубинок страны, но и из украинского Донбасса и спорного Крымского полуострова говорит о важности этой страны в политике РФ.