Как стало известно, расшифровка параметрического самописца самолета Airbus А321 компании «Когалымавиа», попавшего в крушение на Синайском полуострове, не помогла определить причину самой крупной по численности жертв авиационной катастрофы в истории Российской Федерации. По известиям приближенных к расследованию источников «Ъ», фиксация режимов работы всех систем авиалайнера регистратором остановилась в секунду, после отрыва хвостовой части, в которой был расположен прибор. Катастрофическая обстановка на борту развивалась настолько быстро, что пилоты, которые управляли воздушным судном, вероятнее всего, также не успели среагировать на нее. По этой причине бесполезными могут казаться и записи речевого самописца, который к тому же был существенно поврежден.
В четверг руководитель Росавиации Александр Нерадько рассказал средствам массовой информации о том, что в Каире был расшифрован параметрический самописец самолета А321, а специалисты приступили к изучению полученных с него данных. В самые короткие сроки, с его слов, будет получена информация с «черного ящика», записывавшего переговоры пилотов с диспетчерами и между собой. Какую информацию о параметрах полета досталась экспертам, руководитель Росавиации уточнять не стал. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Как рассказали проверенные источники, итоги расшифровки мало чем смогли помочь расследованию. Самописец продемонстрировал, что на протяжении всего полета, а он продолжался чуть больше, чем 20 минут, все системы А321 работали в стандартном режиме. Самолет, что находился под управлением автопилота, после взлета почти набрал требуемую высоту, чтобы встать на необходимый эшелон. Однако вскоре произошло некоторое событие, после которого фиксация всех без исключения параметров работы приборов авиалайнера в один момент прекратилась. Собеседник источника сравнил полученную запись с кардиограммой, что зафиксировала только внезапную смерть человека от остановки сердца, — причины же осуществившегося в подобной ситуации способны установить только дополнительные исследования.
Специалисты сходятся во мнении, что тоже самое могло осуществиться по причине взрывной разгерметизации салона, в итоге чего от фюзеляжа воздушного судна отделилась его хвостовая часть, в которой и располагался аварийный параметрический самописец. При отделении осуществился разрыв всех кабелей, что соединяют «черный ящик» с информационными датчиками. Вероятно, отмечать параметры уже неуправляемого полета продолжил эксплуатационный регистратор, имеющий предназначение для ежедневного считывания информации с целью контроля как за работой систем авиационной машины, так и за действиями пилотов. Однако он располагался в кабине и не был защищен специальным бронированным и огнеупорным корпусом, по этой причине при ударе о землю был уничтожен.
Как стало заметно, отсутствием важнейшей для расследования информации с параметрических самописцев и поясняется заявление Александра Нерадько про то, что первые выводы о причинах авиационного крушения могут быть произведены только спустя несколько месяцев. Руководитель Росавиации рассказал, что за это время эксперты запланировали получить данные с речевого самописца, вывезти части воздушного судна с места крушения и выложить из них полноразмерный макет авиационного лайнера. Как уже передавали источники, именно на выкладке можно будет определить вероятные повреждения, спровоцированные, к примеру, разрушением фюзеляжа в итоге усталостной деформации в металле несущих конструкций либо взрывом бомбы в багажном отсеке.
Стоит напомнить, последнюю версию категорически отрицает правительство Египта, с территории которого поднялся в воздух самолет Российской Федерации, но активно продвигают представители Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Как следует из произведенных ими заявлений, специальные службы этих государств располагают данными радиоперехватов переговоров террористов так называемой «Синайской провинции» запрещенного в Российской Федерации «Исламского государства» о подготовке ими терактов на борту А321.
Кроме этого, если авиационное судно действительно развалилось за считанные секунды, на развитие чрезвычайного происшествия мог не успеть среагировать и его экипаж. Уже определено, что перед крушением пилоты не поддерживали связь с наземными службами, так как на борту не отмечалось никаких проблем. А когда они образовались, пилоты, вероятнее всего, были заняты тем, что пытались удерживать управление в воздухе падающего воздушного судна. Между прочим, для того чтобы назвать причину чрезвычайного происшествия, пилотам необязательно было выходить на голосовую радиосвязь с диспетчерами. Достаточно было обойтись нажатием кнопки передать закодированные общепринятые сигналы бедствия: 7500 — теракт либо захват, 7600 — потеря связи либо 7700 — другая аварийная ситуация. Однако у них не хватило времени даже на это.
По данным Интернет-ресурса Flightradar24.com, воздушное судно Airbus A321 авиационной компании «Когалымавиа», вылетевший из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург рано утром в субботу, спустя 21 минуту полета набрал высоту 10 тысяч 210 метров и скорость 748 километров в час. Однако через минуту самолет «провалился» на отметку 8 тысяч 649 метров, а его скорость понизилась до 172 километра в час. Отсюда следует, что Airbus к этому времени уже не совершал полет, а падал. На 22-й минуте полета — в 7:13 по МСК— транспондер авиационного лайнера №EI-ETK перестал передавать данные о параметрах полета, а метка воздушного судна пропала с диспетчерских радаров.