Во вторник в Голосеевском районном суде Киева было начато рассмотрение по существу дела граждан Российской Федерации Евгения Ерофеева и Александра Александрова, обвиняемых украинскими правоохранительными органами в терроризме. Вынесение обвинительного приговора будет означать юридическое признание факта агрессии со стороны России. Об этом сообщает российское издание «РБК».
Как сообщает российское издание, представители Главной военной прокуратуры оглашали обвинительное заключение в течение нескольких часов. В соответствии с документом, Ерофеева и Александрова обвиняются в проведении агрессивной войны, также им инкриминируется участие в террористической организации и совершение теракта для провокации международного вооруженного конфликта, повлекшего за собой тяжкие последствия и гибель людей, контрабанду оружия и нарушение правил въезда на территорию Украинского государства. Задержанным россиянам по совокупности предъявленных обвинений может быть вынесено наказание в виде пожизненного заключения в местах лишения свободы.
Представитель украинской Главной военной прокуратуры, выступавший в суде, подтвердил эту позицию, подчеркнув, что задержанные являются бойцами спецназа Главного разведуправления Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации. По версии стороны обвинения, Ерофеев и Александров совместно с другими военнослужащими Российской Федерации, выполняя приказ начальника российского Генштаба Валерия Герасимова и нижестоящего командования, вторглись на украинскую территорию для того, чтобы поддерживать террористическую организацию «Луганская народная республика».
Во время судебного процесса гособвинитель также сообщил, что с целью выслуживания перед своим командованием Александров и Ерофеев совместно с сослуживцами осуществляли разведку на украинской стороне линии разграничения на территории Донбасса в районе населенного пункта Счастье, вооруженные современным оружием российского производства — пулеметами «Печенег» и автоматами «Вал». По информации обвинения, в результате действий российских военных погиб один военнослужащий украинских Вооруженных сил, а еще трое были ранены. При этом сами россияне попали под ответный огонь, получили ранения, после чего их задержали сотрудники Службы безопасности Украины.
На вопрос судьи о том, признают ли обвиняемые хотя бы по одному из пунктов свою вину, Александров и Ерофеев ответили отрицательно. Помимо этого, также россияне не подтвердили информацию о том, что на момент задержания они проходили службу в Вооруженных силах России. На вопрос касательно места их работы россияне ответили, что являются безработными.
Защита Ерофеева и Александрова собирается требовать признания их военнопленными.
При этом издание напоминает о том, что в мае Службой безопасности было опубликовано видео допроса пленных, на котором зафиксировано признание Ерофеева и Александрова в том, что они являются действующими военнослужащими РФ и что перед ними была поставлена задача ведения наблюдения за «передним краем противника». Эта версия также была подтверждена Александровым и Ерофеевым в интервью российскому журналисту Павлу Каныгину, работающему в «Новой газете».
Родственники обоих россиян в интервью государственным СМИ Российской Федерации опровергли факт службы Ерофеева и Александрова в Вооруженных силах РФ, подтвердив версию Министерства обороны. Как известно, военное ведомство через сутки после задержания россиян подтвердило факт их поимки, однако опровергло информацию касательно того, что Ерофеев и Александров являются действующими военнослужащими, отметив лишь, что ранее россияне действительно проходили службу в одном из специальных подразделений армии РФ. В то же время самопровозглашенная ЛНР назвала задержанных бойцами «милиции Луганской народной республики».
Оксана Соколовская, адвокат Ерофеева, во вторник сообщила журналистам о том, что Высшим административным судом Украины не был принят к рассмотрению иск защиты подсудимых к украинскому президенту Петру Порошенко с требованием о признании подсудимых военнопленными на основании того, что они проходили контрактную службу в ЛНР. По словам адвоката, причиной возврата иска является нарушение формальных правил составления документа. При этом Соколовская собирается и в дальнейшем добиваться рассмотрения этого обращения, поскольку, по ее мнению, в случае удовлетворения этого иска к Ерофееву и Александрову будет неприменимо уголовное законодательство Украины.
По мнению юридического директора правозащитного центра «Мемориал» Кирилла Коротеева, признание украинским судом того, что Ерофеев и Александров действовали на основании прямого приказа своего руководства, для Киева может стать юридическим основанием для признания деятельности Российской Федерации. Тем не менее, по мнению эксперта, это решение суда в Киеве не будет иметь юридической силы для России.
В отношении других государств Коротеев отметил, что для них гораздо большее значение будет иметь собственный анализ тех критериев, которые закреплены в Женевских конвенциях, применительно к конфликту Украины и России, нежели решение суда в Киеве.
В то же время адвокат Анастасия Асташкевич, руководитель международно-правовой практики «Чаадаев, Хейфец и партнеры», считает, что в случае, если украинский суд действительно установит, что российские военнослужащие находились на территории Украинского государства на основании прямого приказа со стороны своего руководства, то есть выполняли свои военные обязанности, это можно будет считать нарушением норм международного права. При этом она пояснила, что военнослужащие других государств могут законно находиться на территории определенного государства только после поступления просьбы со стороны главы этой страны, а также в рамках международных миссий под эгидой ООН.