В основе начавшегося недавно конфликта между РФ и Турцией лежат личные отношения российского и турецкого лидеров – Владимира Путина и Реджепа Эрдогана - обладающих очень большими амбициями, и желающими восстановить былое величие возглавляемых ими стран. Более детально о том, что общего между президентами России и Турции, и какие между ними есть различия, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает израильское издание Israel Hayom, сегодня отношения между Россией и Турцией попросту летят в тартары. Впрочем, особо волноваться из-за этого не стоит, поскольку в последний момент лидеры двух стран все равно остановятся – ведь им обоим есть что терять, причем не только если начнется новая мировая война, но и в случае локального двустороннего военного противостояния. Однако проблема заключается еще и в том, что в необходимости учитывать еще и личные отношения и эмоции.
В основе конфликта между Москвой и Анкарой лежат, в первую очередь, как раз личные отношения, поскольку у лидеров обеих стран амбиции очень большие. Царь Путин стремится восстановить свою страну в ее былом имперском величии, когда она контролировала и значительные территории на суше, и огромные морские просторы, но всегда еще и рвалась в южном направлении, к теплым морям, тогда как султан Эрдоган хочет, чтобы Турция, как и во времена Османской империи, властвовала над всем Ближним Востоком, а также и над целым рядом других территорий.
Естественно, помимо личностного конфликта, присутствует еще и политический момент. В настоящее время Москва восстанавливает свои позиции в ближневосточном регионе – в частности, Кремль укрепляет собственные позиции в Сирии, и дружит с египетским президентом ас-Сиси. Президент Египта, как и многие другие главы государств в данном регионе, зависит от экономической помощи со стороны Соединенных Штатов Америки, однако при этом он не скрывает, что Путину доверяет больше, чем его американскому коллеге Бараку Обаме.
Между тем Эрдоган также хочет установить контроль и над Сирией, и над Египтом. Когда президентом Египта был член "Братьев-мусульман" Мухаммед Мурси, эта страна была весьма привязана к Турции, и такое положение дел сохранялось вплоть до прихода к власти ас-Сиси. На сирийской территории опиравшиеся на Анкару исламисты одерживали победы до тех пор, пока в сентябре этого года в конфликт на территории Сирии не вмешались Москва и Тегеран.
Существует в российско-турецком противостоянии еще и идеологический аспект. Президент России ведет войну светлых светских сил против угрозы радикального исламизма, угрожающего также и его собственной стране. При этом и Реджеп Эрдоган, и Барак Обама отрицают существование исламского терроризма, и стараются навязать "политический ислам" всему региону – в Сирии исламистские движения, в Египте это "Братья-мусульмане", в Секторе Газа это ХАМАС.
Путин воспользуется своим шансом, полученным из-за вялости западных стран.
Нет никаких сомнений в том, что Владимир Путин обязательно воспользуется своим шансом, предоставленным ему вялостью западных стран, не борющихся с угрозой терроризма. Учитывая тот факт, что ни одна из западных стран так и не знает толком, как нужно решать проблему "Исламского государства", им в данном случае вполне удобно использовать в качестве спасителя президента Российской Федерации. Странам Запада очень удобно использовать хозяина Кремля в качестве человека, отправляющего своих солдат убивать и погибать в Сирию.
Однако ситуацию усложняет то обстоятельство, что в Сирии Путин воюет, в первую очередь, против отрядов умеренной сирийской оппозиции, поскольку именно от них в настоящее время исходит основная угроза для режима Башара Асада. При этом на данное обстоятельство западному миру наплевать, точно также, как и наплевать на сотни (если не тысячи) мирных граждан, которые погибают в результате ударов, наносимых российской боевой авиацией.
Самолет ВКС РФ был сбит турецкими военными после того, как он залетел в воздушное пространство Турции. Россия, со своей стороны, просто чихать хотела на то, как воспринимает ее действия весь остальной мир, и их военные самолеты, кстати, часто летают и возле границы между Сирией и Израилем. Однако израильским военным и руководству этой страны даже в голову не могло прийти сбить российский самолет, тогда как турецкие власти считают Российскую Федерацию не просто пособником своих врагов – Анкара считает русских непосредственно своими врагами.
После серии публичных заявлений, сделанных представителями Турции и России, в том числе, и президентами обеих стран, настанет очередь дипломатии. Анкара вполне способна превратить в ад жизнь российских военных в Сирии, если начнет оказывать помощь повстанцам, против которых воюют военнослужащие РФ. Российская Федерация, со своей стороны, способна нанести Турции достаточно серьезный экономический ущерб, тогда как возможность Анкары опереться на Соединенные Штаты и на другие страны, входящие в Североатлантический альянс, является довольно ограниченной. Напряженность, начавшаяся в отношениях между Россией и Турцией, будет сохраняться до тех пор, пока Анкара будет оказывать помощь силам сирийской оппозиции, а Москва будет поддерживать режим Башара Асада.