1 января следующего года в силу вступает решение российского правительства о введении продуктового эмбарго в отношении Украинского государства. Согласно заявлениям белорусских чиновников, Беларусь может занять образовавшуюся нишу на российском рынке после ведения запрета на украинские товары. Однако, по мнению опрошенных журналистами издания Deutsche Welle аналитиков, Беларусь вряд ли окажется в выигрыше от продуктового эмбарго РФ против Украины.
Помимо этого, эксперты считают, что запрет России на украинские товары добавит Беларуси проблем: Украинское государство превратится в еще одного конкурента на рынках третьих государств, а цены на белорусские товары в России придется снизить, поскольку их себестоимость выше украинской. Вместе с тем в самом Украинском государстве усилится конкуренция между белорусскими и местными производителями.
Алексей Богданов, являющийся начальником главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, после того, как стало известно о решении российских властей ввести продэмбарго против Украины, сказал: «Беларусь заполнит образовавшуюся брешь, если появится необходимость замещения на российском рынке украинских товаров белорусскими».
Необоснованный оптимизм.
Похожий оптимизм в прошлогоднем августе после введения Россией эмбарго на продтовары из западных государств демонстрировал Леонид Маринич, первый замглавы Минсельхозпрода: «Это для нас клондайк. Мы можем заменить западные государства по целому ряду продовольственных позиций». После введения Россией продовольственного эмбарго против стран Запада Беларусь на самом деле пыталась заработать на поставках в РФ своей продукции. Однако, как показывает статистика, экспорт продовольственных товаров в Россию увеличился количественно, однако сократился в долларовом исчислении.
Причин этому несколько: падение курса российской нацвалюты относительно твердых валют, спад платежеспособного спроса на российском рынке из-за снижения заработных плат, а также снижение цен на продтовары на мировом рынке. Помимо этого, как указывает Глеб Шиманович, экономист Института приватизации и менеджмента, в Республике Беларусь даже государство не может определить эффективность большинства экспортных сделок, поскольку оно до такой степени вмешивается в ценообразование в производственной цепочке (начиная сельским хозяйством и заканчивая производством готового продукта), что картина предстает искаженная.
Возможно, на ситуации удалось заработать фирмам со специализацией реэкспорт овощей и фруктов, допускает Леонид Фридкин, редактор «Экономической газеты», однако государству в целом заработать не удалось, и даже наоборот, - оно проиграло: снижение долларовой выручки от экспорта в Россию за девять месяцев года по ключевым позициям (колбасы, молоко, сыры и мясо) произошло на 685 миллионов долларов против такого же прошлогоднего периода. «Все факторы, которые помешали Беларуси заработать на наращивании экспорта в Россию, и сейчас остаются в силе», - полагает Шиманович.
Так, у аналитиков возникают сомнения по поводу того, удастся ли Беларуси заработать на поставках продтоваров в РФ после введения эмбарго на товары из Украины. «В настоящее время, как и в первом случае, наращивание поставок продтоваров в РФ будет означать необходимость расширения ресурсной базы Беларуси: за счет наращивания импорта в Беларусь либо за счет инвестиций и увеличения внутреннего производства», - отметил DW Глеб Шиманович.
При этом первое, согласно его мнению, - это единственный вариант в краткосрочной перспективе: можно увеличить выпуск, к примеру, белорусских молочных и мясных изделий из импортного молока и мяса. Конечный продукт ведь белорусский, и его можно экспортировать. Однако, как показал опыт, Москва препятствовала этому: выстраивала технические барьеры, указывала на несоответствие белорусской продукции техническим нормам, ссылаясь на использование зарубежного сырья ненадлежащего качества.
«В результате Беларусь отказалась от увеличения объемов предназначенной для экспорта в Россию готовой продукции из завезенного в страну сырья», - отмечает Шиманович. В подобных условиях единственный вариант нарастить объемы производства - увеличить отечественную сырьевую базу. Однако это достаточно трудоемко и требует инвестиций и времени. «В Беларуси крайне мало инвестиций, чтобы ставить на расширение производства продовольственных товаров ради российского рынка», - отмечает Леонид Фридкин.
Также он напомнил о данных, приведенных в недавно опубликованном докладе российской Счетной палаты. Как следует из документа, импортозамещение в России идет неудачно. В числе причин - опасения российского бизнеса: если санкции не будут действовать более 3-х лет, то инвестиции, скорее всего, не окупятся, и там боятся наращивать объемы производства. Помимо этого, себестоимость белорусских продтоваров намного выше украинских, и если они попытаются занять эту нишу, то придется поддерживать украинские цены, что значит торговать себе в убыток. «Экспортная торговля с минусовой рентабельностью в Беларуси практиковалась годами с целью завоевания рынка, однако сейчас вряд ли это позволительно», - отмечают эксперты.
Автор: Екатерина Кравец