Прошедший год изобиловал разными кризисами и угрозами практически по всему миру, и наступивший год, по всей вероятности, тоже не принесет положительных изменений. Ситуация в нынешних проблемных точках не выглядит многообещающе, а к ним, возможно, добавятся новые источники кризиса, отмечает в своей статье военный аналитик Роберт Чульда.
Он отмечает, что предсказывать очень трудно, а особенно в контексте международных отношений, в которых ежедневно сталкиваются тысячи желаний и интересов, чей крах или успех в результате зачастую зависит только от воли случая.
Европа.
С точки зрения Польши, пишет Чульда, серьезной международной угрозой останется неразрешенный кризис в Украинском государстве. Во внимание стоит принимать 2 его плоскости. Суть первой в том, что это продолжающийся с разной интенсивностью вооруженный конфликт, который выглядит очень далеким от завершения. Вторая же проблема кроется в Киеве: в протестах в украинской столице в 2014-м нет ничего удивительного, поскольку каждая революция проходит пару фаз. Первая эйфория спала, а пришедшие к власти люди показывают свое бессилие в столкновении с существующими проблемами.
Автор приводит данные из опубликованных в конце прошлогоднего декабря результатов соцопросов; действующий президент Украины пользуется в настоящее время меньшей популярностью, нежели его предшественник Янукович. Петра Порошенко поддерживают всего 17 процентов респондентов, тогда как в начале его президентства этот показатель доходил до 47 процентов. И это неудивительно, как пишет Чульда, поскольку новым властям не удалось решить накопившиеся задачи и проблемы. Поэтому, отмечает аналитик, есть вероятность того, что в 2016-м «прозападный лагерь попрощается с властью».
Как отмечает Чульда, в 2016-м много внимания будет привлекать к себе Российская Федерация. Несмотря на санкции, Владимиру Путину удалось удержаться у власти, и уровень его поддержки остается прежним. Аналитик подчеркивает, что в международной плоскости российский президент уже давно пытается пошатнуть позицию Соединенных Штатов и ударить по их имиджу. Эта тенденция в 2016-м, по мнению аналитика, может стать более отчетливой. Ведь в 2016-м (а именно в ноябре) в Америке пройдут выборы президента. У российского президента появляется нечто, что в экспертных кругах называют «opportunity gap», - то есть последний шанс для наступления (по крайней мере, политического), которое поможет загнать Америку в угол, прежде чем там появится компетентный и способный к решительным действиям политик. Попытку использовать закрывающееся окно возможностей аналитик считает потенциальной угрозой для трансатлантической стабильности в 2016 году.
Для Европы неизменной проблемой останется наплыв мигрантов с Ближнего Востока и Африки. Европейская политика, которая опирается на попытку разделить почти миллион прибывших в 2015-м людей, и надежду, что все плохое уже позади, не может стать успешной, отмечает аналитик. Если еще пару месяцев назад имели место наивные заверения, что приток беженцев - самопроизвольное явление, которое очень скоро себя исчерпает, то теперь уже стало понятно, что это не так. Евросоюз не смог создать даже общего плана, который бы позволил остановить этот процесс. В 2016-м на фоне европейской беспомощности он может обостриться.
Наплыв культурно чуждого населения будет вызывать недовольство европейцев. Мы движемся в сторону столкновения 2-х набирающих силу трендов: нарастающего притока в Европу представителей Третьего мира и неприятия этого европейскими правыми силами. Результатом может стать насилие против приезжих, часть из которых в итоге радикализируется, что еще сильнее раскрутит спираль агрессии, отмечает аналитик.
Согласно мнению Чульды, Европейский Союз ожидает тяжелый год. Он отмечает, что несколько событий, в частности экономический кризис, война в Украине и наплыв мигрантов, продемонстрировали, что единая политика безопасности Евросоюза - это пустой звук. К уже существующим, в частности экономическим, проблемам могут добавиться новые.
Ближний Восток и Африка.
Ассоциировать все проблемы только с «Исламским государством» - это ошибка, которую очень часто совершает Запад, как отмечает Чульда. В свое время терроризм ассоциировали с Усамой бен Ладеном, но его смерть проблемы не решила, также как и смерть Абу Мусаба аль-Заркави не принесла мир Ираку. На позиции джихадистов продолжат в 2016-м лететь бомбы западных и арабских стран. Оценить последствия таких действий крайне сложно.
Согласно имеющейся информации, территория ИГ в Ираке и Сирии в 2015-м заметно уменьшилась, однако линия фронта продолжает оставаться изменчивой. Чтобы победить в операции необходимо задействовать сухопутные войска. По мнению эксперта война в Сирии в 2016-м скорее всего не закончится. Вмешательство РФ спасло президента Асада. Тупиковость ситуации очевидна, пишет эксперт, и нет надежд, чтобы она изменилась. Ожидать можно только нового тура дипломатических переговоров.
В 2016-м можно ожидать напряженности в Мали, Сомали, эскалации в Демократической Республике Конго, Южном Судане и в Центральноафриканской Республике.
Южная и Центральная Америка.
На фоне иных регионов Южная и Центральная Америка кажутся местом без угроз и кризисов. Против Ближнего Востока или Азии там нет факторов для того, что возникла существенная международная напряженность, способная переродиться в войну. 2016-й может стать очень трудным для Венесуэлы, где усугубляется экономический кризис.
Автор: Екатерина Кравец