Рост стоимости «черного золота» на мировых рынках продолжался примерно два месяца. Хотя, как отмечает в своей статье для Deutche Welle экономический обозреватель Андрей Гурков, в нынешней ситуации слово «росли» использовано не совсем правильно. На самом же деле произошел рост котировок с очень низкого показателя до очень высокого. За один баррель нефти марки Brent в середине января текущего года предлагали менее 30 долларов США. Но в течение последних дней его стоимость поднялась примерно до 40 долларов. Буквально полтора года назад, когда баррель «черного золота» стоил 115 долларов, наблюдаемый сегодня уровень цен на нефть считался до того низким, что мало кому могло даже в голову прийти вынести его на серьезное обсуждение.
Никто не может прогнозировать цены на нефть.
Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» отмечают что, по мнению Гуркова, на сегодняшний день неизвестно, будет ли продолжаться наблюдаемый сегодня рост цен на «черное золото», или же они остановятся на нынешних показателях. А вдруг весь этот процесс роста оказался не более, чем отскоком после продолжавшегося много месяцев обвала, после которого стоит ожидать очередного падения, только более серьезного? Как известно, аналогичный сценарий можно было наблюдать год назад.
Как известно, неуклонное снижение цен продолжалось с июня 2014 года по середину января 2015 года. Как раз тогда и в пределах 50 долларов можно было наблюдать отток, из-за которого до мая котировки поднялись примерно до 70 долларов, после чего последовал очередной этап активных распродаж.
Иными словами, в настоящий момент нужно со всей открытостью заявить, что какие-либо прогнозы, касающиеся стоимости нефти и, таким образом роста, валового внутреннего продукта России, катастрофически зависящего от единственного экспортируемого товара, - это не что иное, как гадание на гуще кофе, или, можно сказать, на гуще нефти. Прежде всего стоит отметить, что показатели котировок существенным образом зависят от множества факторов: это и политика, и торги на бирже, и даже влияние климата. Кроме того, не стоит забывать, что мы проживаем мире, в котором все очень быстро меняется. В особенности это касается сферы развития энергетики.
Стремление создать новый картель.
В соответствии с изложенной выше информацией, с учетом того, что рынок «черного золота» в мире пока что нельзя назвать до конца уравновешенным (по крайней мере, относительно), в плане стабильности экономического развития Российской Федерации не может быть никакой уверенности. Главную роль здесь будет играть внешний фактор, на который в Кремле не имеют почти никакого влияния.
Но в Москве, конечно же, делают все, чтобы хотя бы частично оказать влияние на данный фактор. Основной акцент Россия уже делает на международный картельный сговор. Как раз таким можно назвать последний договор, который подписали Россия, Катар, Венесуэла и Саудовская Аравия. Им предусматривалась возможность замораживания объемов добычи нефти на показателе января текущего года. Впрочем, создатели этого нового картеля, заданием которого является объединение всех, кто является членом и нечленом резко ослабевшего старого картеля ОПЕК, не имеют желания начинать свою деятельность, если не будет оказана поддержка со стороны серьезных государств-экспортеров.
Тегеран попросил, чтобы его оставили в покое.
Это и составляет основу загвоздки. Если бы было предоставлено согласие со стороны нынешнего партнера Российской Федерации и постоянного врага Саудовской Аравии Ирана, это сыграло бы главную роль. Однако после того, как с него сняли санкции, Тегеран пока что не намерен прибегать к замораживанию показателя добычи нефти, а наоборот – планирует достичь увеличения ее поставок на рынок с ныне установленных примерно 3 до 4 миллионов баррелей за сутки. Иными словами, ожидается рост добычи «черного золота» на тридцать процентов. Мировые средства массовой информации уже привели цитату главу нефтяного ведомства Ирана Бижана Зангане, который призвал партнеров не трогать его страну до тех пор, пока уровень производства не окажется на ранее запланированных показателях.
Соответствующее заявление политиком было сделано перед тем, как 14 марта с официальным визитом в Тегеран прибыл руководитель энергетического ведомства России Александр Новак. Тогда же и были произнесены такие, мягко говоря, недипломатичные заявления в ответ на заданный журналистом вопрос о том, не сможет ли московский высокий гость все-таки убедить своего иранского коллегу дать согласие на замораживание.
Получается, что Тегеран, который на сирийской территории ведет войну в качестве союзника России за то, чтобы власть президента Асада сохранилась, на нефтяном фронте наступление Москвы недвусмысленно торпедирует. Пока что неясно, удастся ли инициаторам нового картеля представить в таких условиях очень широкую коалицию, это выяснится уже спустя несколько недель.
При любом раскладе сил нынешняя история с картельным сговором свидетельствует о том, что уровень развития экономики России зависит от мало подвластного Москве фактора, да еще и концепция преодоления нынешних проблем целиком и полностью завязана на внешних силах.