Решение президента России вывести войска из Сирии стало полной неожиданностью, однако, с иной стороны, предпосылки к такого рода решению были какое-то время назад. Таков главный вывод западных средств массовой информации о недавнем заявлении Владимира Путина.
«В Вашингтоне заявляют, что американское правительство не ожидало от Кремля подобного шага, однако отмечало на протяжении последнего времени признаки того, что у России нет намерений надолго оставаться на базах в Сирии», - пишет The Wall Street Journal. Главный признак - отсутствие ротации техники.
Согласно мнению источников WSJ в дипломатических кругах Евросоюза, Москва усилила атаки на позиции «Исламского государства» лишь потому, что до этого успешно помогла сирийскому президенту значительно ослабить вооруженную оппозицию. В Европе опасаются, что Москва сделает Соединенным Штатам «предложение, от которого нельзя отказаться» - вести совместную борьбу с исламским экстремизмом, однако при условии молчаливой поддержки сирийского президента со стороны Белого дома.
Согласно мнению экспертов из аналитического центра Eurasia Group, решение российского президента о выводе войск является сигналом самому Башару Асаду о необходимости более существенно участвовать в переговорах с оппозиционными силами.
Мнение относительно возможного давлении Путина на сирийского президента разделяет и многие западные чиновники, на которых ссылается агентство Reuters. Именно это и вызывает скепсис, ведь во-первых, за заявлением стоит немного не то, что декларируется, а во-вторых, российский президент даже такие обещания выполняет не всегда.
The Guardian отреагировал на заявление Москвы еще вчера, процитировав одного из европейских дипломатов: «Мы должны немного подождать и посмотреть, что все это означает. Это же Путин». Помимо этого представители сирийской оппозиции тоже заявляют, что не понимают, чем вызвано намерение выводить основную часть войск, и полагают, что надо подождать реализации данного плана.
В свою очередь обозреватель The Guardian Пол Уокер, полагает, что Кремлю удалось выполнить 2 главные свои цели - обеспечить место за столом переговоров о будущем Сирии, а также избежать бесконечного затягивания недешевой военной кампании.
Al Jazeera тоже склоняется к нежеланию России участвовать в 5-летней военной операции, причем с неизвестным завершением. Издание напоминает, что российский президент выводит из сирийской территории не все войска: «Остаются комплексы ПВО С-400».
В интервью CNBC аналитики Eurasia Group заявили, что в числе первоочередных задач президента государства-агрессора было улучшение плохого имиджа России на мировой сцене и, в первую очередь, в глазах Евросоюза. Но вряд ли это поможет. «Мы уверены, что Евросоюз вынесет решение продолжить секторальные санкции против РФ (за военную агрессию России в Украине) до 31 июля, когда заканчивается срок санкций, которые были введены в 2015-м. Шаг Москвы по Сирии может оказать влияние на действия Евросоюза в конце 2016-го или в начале 2017-го. При этом мы пока точно не знаем, сколько войск РФ выведет», - отметили они.
Politico напоминает об интервью американского президента порталу The Atlantic. Барак Обама повторил, что Российская Федерация в Сирии зашла очень далеко и рискует «увязнуть в болоте». Возможно, решение Кремля о выводе войск вызвано как раз нежеланием погрязнуть. Также издание отмечает, что после аннексии АРК советникам президента и Белому дому не всегда удавалось предсказать действия российского лидера. Издание задается вопросом: не переиграл ли Путин Обаму и в этот раз?
О том, что решение вывести с Сирии войска является очередной уловкой президента России, вчера заявил эксперт Bloomberg Тимоти Эш. По его мнению, таким образом российский лидер пытается создать видимость, что контролирует ситуацию в Сирии, а также того, что он в состоянии привлечь Башара Асада к переговорам, если он (Путин) этого захочет. «Помимо этого, Путин пытается убедить ЕС, что РФ располагает рядом «решений» по Сирии. Все это выглядит уловкой в переговорном процессе», - отмечает Эш.
Согласно мнению обозревателей The New York Times, вывод войск, объявленный так же внезапно, как и их ввод, является способом избежать убытков и утраты политического капитала, чего Москва в настоящее время не может себе позволить. Но это вовсе не уход Российской Федерации из Сирии. «Я очень сомневаюсь, что Кремль порвал с Асадом. Это скорее перекладывание боевого бремени на него, чтобы он стал более сговорчивым», - отмечает эксперт Эндрю Таблер.
Согласно данным группы военных экспертов IHS Jane, которые наводит International Business Times, один день военной операции на сирийской земле обходился России в 3 миллиона долларов.
Die Welt подчеркивает, что некоторые задачи российский президент все-таки решил в Сирии, а вернее, посредством Сирии. В частности, он укрепил позиции сирийского президента – ведь на сегодняшний день уже не идет речь о немедленной отставке. Помимо этого на период сирийской операции внимание Запада переключилось от Украины. Однако это стоило достаточно дорого. «Данный шаг призван гарантировать политвыгоды, прежде чем расходы вырастут еще больше», - отмечает Die Welt.