Предполагаемые исполнители брюссельских терактов, возможно вынашивали планы создания «грязной бомбы», такую информацию сообщает The Times со ссылкой на собственные источники. Бельгийская пресса сообщила о планах террористов провести атаки на атомные станции. С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
Согласно информации The Times, предполагаемые исполнители взрывов в брюссельских метро и аэропорту братья Халид и Брахим аль-Бакрауи, возможно планировали создать «грязную бомбу». Как выяснилось, эти террористы-смертники имели отношение к наблюдению за человеком, имеющим доступ к радиоактивным изотопам в бельгийском ядерном исследовательском центре. Это предположение подтверждает многочасовый видеоматериал, отснятый в ходе наблюдения за этим человеком, найденный у арестованного полицией в ноябре М. Баккали. Как считают правоохранительные органы, он участвовал в планировании террористических атак в Париже и в целом был важной фигурой планах ИГ по созданию «грязной бомбы». По данным The Times, Баккали также был близок к Б. аль-Бакрауи, совершившему самоподрыв в аэропорту Брюсселя.
Представитель Федерального агентства по ядерному контролю сообщил The Times, что слежка за человеком, имеющим отношение к атомной сфере, наводит на мысль, что террористы хотели его похитить и получить радиоактивный материал. Издание также отмечает, что после проведенных на прошлой неделе рейдов, когда был задержан главный подозреваемый в организации терактов в Париже С. Абдеслам, были изъяты пропуски на работу у семи сотрудников атомной станции Тианж. После того как произошли теракты во вторник, пропуски изъяли еще у четырех людей. Эти действия были предприняты в результате проведенного расследования спецслужб Бельгии.
Согласно сообщениям в бельгийской прессе, террористы планировали атаки на две бельгийские атомные станции. Однако задержание такой важной фигуры как С. Абдеслам заставило их поторопить события и провести атаки на транспорте. В частности источник в местной полиции сказал, что террористы были вынуждены отказаться от идеи терактов на атомных станциях, потому, что стали чувствовать повышенное давление. Иначе они бы попытались довести свой первоначальный план до конца и тогда последствия могли быть значительно хуже. Но им пришлось сделать выбор в пользу более легких целей.
Бельгия располагает двумя АЭС - Тианж в провинции Льеж, там в день терактов во вторник прошла эвакуация, и Дул - в провинции Восточная Фландрия.
Несмотря на усиление мер безопасности, их оказалось недостаточно.
Как ранее сообщал «Биржевой лидер», утро 22 марта началось в Брюсселе с взрывов в местном аэропорту. Террористы устроили два взрыва прямо в зоне ожидания порта. Спустя некоторое время произошел взрыв и на станции метрополитена, находящейся вблизи бюрократического квартала столицы, где располагаются представительства Евросоюза. Всего после взрывов погибло более 30 человек, около трехсот получили ранения. На лечении в бельгийских больницах пока остается около 150 человек, из них примерно 60 в тяжелом состоянии, а четверо остаются в коме и их личности пока не установлены. Позднее ответственность за проведение террористических атак взяла на себя организация «Исламское государство».
В ходе расследования были определены три человека которые предположительно стали участниками терактах – двое братьев аль-Бакрауи и Н. Лаашрауи. Таксист, который доставил в аэропорт троих террористов, рассказал о количестве сумок, которые составляли их багаж. Это позволило в последствии обнаружить одну из них с взрывчаткой, которая не взорвалась. Следствие также располагало показаниями, что Лаашрауи после взрывов бежал из аэропорта, однако генетическая экспертиза позволила установить, что он оказался среди жертв взрывов. Однако и это оказалось не все. Анализ видеозаписей камер наблюдения спецслужбами позволил установить существование еще одного предполагаемого соучастника теракта в аэропорту. При этом ранее предположительного соучастника обнаружили и в связи с взрывом в метрополитене. Тем самым спецслужбы сейчас ведут поиск еще двух людей, которые принимали участие в трагических инцидентах.
Произошедшее с новой силой подняло обсуждение проблемы с беженцами в Европе. При этом известно, что согласно сложившейся реальности именно в Бельгии находятся наиболее сильные мусульманские диаспоры беженцев и среди них находят укрытие исламские экстремисты. Именно поэтому следы террористических атак привели прошлой осенью из Парижа в Бельгию. К сожалению, местные власти, несмотря на свои усилия, не смогли вовремя обезвредить наиболее экстремистские элементы, несущие наибольшую опасность безопасности.
Ряд наблюдателей обратили внимание, на то что в стране были приняты явно недостаточные меры по укреплению безопасности. В частности по попаданию людей на основные виды общественного транспорта. На вокзалах и в аэропортах не были предусмотрены меры по контролю за тем, что попадает на их территорию, поэтому потенциальные террористы легко могли попасть в зоны скопления людей и привести свои планы в исполнение, в то время как в соседней Франции после осенних терактов усилили меры по контролю на транспорте.