Информацию об аресте во Франции средств для российских предприятий космической отрасли по «делу ЮКОС» в Кремле пока считают комментировать преждевременно. Так пояснил накануне пресс-секретарь российского президента Д. Песков. Но факт существования проблемы отрицать бессмысленно. О том, как могут развиваться события дальше, рассказывает в своем материале «Голос Америки», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
По словам Пескова, нужно знать больше деталей и опубликованные данные нуждаются в перепроверке до того, как можно будет что-то комментировать. Ранее согласно сообщениям в СМИ стало известно о промежуточном судебном предписании во Франции, которое позволяет накладывать арест на активы России общим объемом около миллиарда долларов в соответствии с удовлетворением претензий бывших акционеров ЮКОС к российским властям. В данном случае идет речь о средствах, которые в виде денежных переводов направлялись российским космическим предприятиям. В том числе 400 млн. долларов от спутникового оператора Eutelsat для «Космической связи», 300 млн. долларов – выплата долга Arianespace в пользу «Роскосмоса» за поставленные российские ракеты-носители.
Руководитель «Роскосмоса» И. Комаров в интервью российской телекомпании пояснил, что российская сторона сейчас оспаривает во французских судах решение об аресте активов госкорпорации, и выразил надежду на «положительный итог» дела. Бывший российский министр, а ныне глава партии «Гражданская инициатива» А. Нечаев предполагает, что в данном случае может идти речь об истории аналогичной делу компании Noga, так сказать «второе издание». Аресты подобные обсуждаемым продолжатся в разных странах, полагает Нечаев. Но это будет не слишком активный процесс и, безусловно, он не коснется средств российских резервных фондов или Центробанка РФ. А вот менее значимые активы властями разных стран будут арестовываться и дальше. Поэтому российским властям рано или поздно придется искать компромиссы с акционерами ЮКОС, как это в свое время было в деле Noga, и конечно платит. При этом на имидже России такая ситуация никак не отразится. Нынешний процесс, по словам Нечаева, начался после решения суда в Гааге, тогда была заложена основа противостояния и попыткам взысканий, арестов и прочего. Теперь это уже в определенной степени техническая процедура, если не произойдет арест чего-то очень значительного, как например, средств Резервного фонда или казначейских бумаг.
Как известно, в Гаагском арбитраже решили, что Россия обязана выплатить порядка 50 млрд. долларов бывшим акционерам ЮКОС. Представителям ЮКОС пока удается проводить активную кампанию во Франции и это, по мнению бывшего министра экономики, связано со спецификой местного правосудия и судов. У компании Noga тоже получилось преуспеть именно во Франции - там под арест попали: парусник, самолеты с авиасалона в Ля Бурже и прочие активы. Другое дело, что может пострадать сотрудничество между двумя странами в области космоса. Для российской стороны, которую представляет в данном случае «Роскомос» это крупные деньги. Могут сорваться программы полетов, запусков, в числе которых и совместные проекты с космическим агентством Европы. Только государство может в этом случае помочь, предоставив компенсацию для космического агентства.
Недавно побывавший во Франции руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Ю. Рубинский видит в проблеме исключительно юридическую сторону, без какой-либо политической подоплеки для российских властных структур. Поэтому он выступает против трактовок, которые настойчиво привязывают к высокой политике то, что происходит в юридической плоскости, включая дело ЮКОС. При этом Рубинский напоминает, что сейчас во Франции можно сказать набрала ход предвыборная кампания – и президентская, и парламентская. Так что все происходящее в стране необходимо соизмерять с предвыборным процессом.
Важно, что все ведущие кандидаты имеют, говоря местными выражениями «кастрюли на хвосте собаки», то есть те или иные юридические проблемы. Вместе с тем эксперт соглашается, что ситуация с арестами российских активов может иметь негативное влияние на отношения между двумя странами в области освоения космического пространства. Если интересы «Роскосмоса» будут серьезно затронуты, то, безусловно, будут последствия. Однако пока как полагает Рубинский, двустороннее сотрудничество между Россией и Францией следует оценивать как весьма интенсивное. В ближайшее время проясниться может многое 20 апреля, когда французский суд рассмотрит иск России, резюмировал эксперт.
Компания ЮКОС практически была отобрана в России у ее владельцев, и ее многие активы, в частности в нефтяной отрасли, в результате оказались в контролируемой государством «Роснефти». Произошло это более десяти лет назад, когда в немилость президенту Путину попал глава компании М. Ходорковский. В результате бизнесмен провел в заключении около десяти лет и был отпущен по желанию российского президента в 2013 году в связи с тяжелым состоянием здоровья родителей Ходорковского. На самом деле, как считают эксперты, такой шаг Путина был связан с приближением зимней Олимпиады в Сочи, куда ожидался приезд зарубежных лидеров, и необходимо было улучшить имидж российского лидера через освобождение политзаключенных. Как сообщалось в прессе, с Ходорковского было взято слово, что после освобождения он немедленно покинет Россию.