Спокойствие российского населения на фоне ухудшающихся экономических показателей вызывает интерес со стороны многих аналитиков. Эксперты называют необходимым внесение изменений в общественный договор между президентом и российским народом. Об этом сообщают журналисты интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Собственными размышлениями о ситуации внутри российского общества в публикации под названием «When will Russia break?» поделился журналист британского издания Reuters Джон Ллойд. Он обращает внимание на то, что стоимость нефти достигла минимальных показателей, параллельно ситуация ухудшается западными санкциями, инфляцией и демографическим кризисом. На фоне этих тенденций вполне логичным является вопрос о времени наступления второй русской революции. Особенно актуальны эти размышления с приближением к году 2017, когда пройдет ровно столетие со времени первой революции.
Сотни лет назад рабочие и крестьяне, а также солдаты, протестующие сравнительно немногочисленные, восстали против богатых аристократов из золоченых дворцов Санкт-Петербурга. Теперешний правящий класс переместился в Кремль, былое отсутствие достатка он пытается компенсировать с помощью активного обогащения. Казалось бы, такая цель для черни довольно привлекательна, но на практике имеет место практически полное отсутствие признаков революции. Рейтинги поддержки хозяина Кремля на протяжении 2 лет после аннексии Крыма продолжают расти.
Обозреватель Андрей Колесников, отличающийся либеральными взглядами, пишет, что теперешнее российское руководство возвело несвободу в сакральный статус. Вместе с тем новый тип общественного договора в России в обмен на чувство национальной гордости и Крымский полуостров требует от россиян отказа от собственной свободы. Всплеск гордости сопровождается изменениями мировоззрения рядовых россиян – восхищение Сталиным с параллельной девальвацией ценностей США и Евросоюза.
Внушение населению гордости за то, что «Россия опять является великой державой» в колоде Кремля является одной из самых сильных, если не единственной выигрышной картой. Несомненно, руководство страны будет разыгрывать эту карту вновь и вновь. Согласно мнению профессора школы бизнеса в Гарварде Роберта Каплана, внешняя политика теперешней России заключается в создании хаоса за границей, при наблюдении за которым рядовые россияне могут оценить самодержавную стабильность внутри государства.
Новый общественный договор стал необходимостью.
Примечательно то, что успешность политики российского лидера сталкивается с одной трудностью. Еще до введения санкций стали очевидными экономические трудности, негативное влияние которых на общественность удалось нивелировать с помощью аннексии Крыма. Прежний общественный договор, предусматривающий неуклонно растущее потребление населения, за которое россияне платили повиновением государству и разрешением лидерам заниматься самообогащением, явно устарел.
Андрей Колесников констатирует, что теперешняя государственная идеология России доминирующей концепции будущего не предусматривает, она базируется на былой славе страны. В этом смысле очевидным является ограниченный срок действия идеологии. С обозревателем соглашается Роберт Каплан, который уверен, что хозяин Кремля не сможет уберечь собственный режим от негативных последствий экономического коллапса.
В начале текущей недели ситуацию в России проанализировал Михаил Дмитриев, один из самых профессиональных российских экономистов. Во время первого президентского срока Путина Дмитриев занимал должность главы Минэкономики, сейчас он является профессором университета в штате Флорида. В ходе своего выступления в исследовательском центре по внешней политике Chatham House в Лондоне Дмитриев представил тенденции в современной российской экономике.
Эксперт отметил, что состояние экономики страны нельзя назвать полностью катастрофическим – Центробанк сумел сдержать спад, безработица сравнительно низкая, некоторые успехи достигнуты в импортозамещении и снижении зависимости от нефти. Тем не менее, государство по-прежнему находится в состоянии рецессии, по итогам текущего года ожидается сокращение экономики на 1,5 процента. Потребление страдает, вернуться к докризисным показателям в лучшем случае можно будет только через десятилетие.
Результатом воздействия экономических трудностей на российское общество является снижение популярности политического класса. Рейтинг поддержки премьер-министра снижается вместе с популярностью руководителей регионов. В то же время поддержка президента россиянами неизменно высокая. Именно популярность президента является ключевым элементом прочности созданного режима. Если поддержка главы государства населением пошатнется – всему миру придется столкнуться с проблемой.
Надежды российские либералы связывают с протестными движениями. Характерной особенностью протестов в России является их замедленная реакция – события на Болотной прошли только через 3 года после падения экономических показателей. Между тем в рамках протестов возникнут новые лидеры, который поведет государство либо в сторону более агрессивного национализма, либо в направлении улучшения отношений с Европой. Второй вариант для всего мира более предпочтителен, поскольку снижает уровень опасности, исходящей от государства.