На прошлой неделе американское издание New York Times рассказало о незавидном состоянии российской экономики необычным способом – минимум слов при графиках, которые наглядно показывают, где сегодня находится экономика РФ и когда эти негативные процессы начались.
Сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит в России начался задолго до событий в Украине и введения Западом санкций в ответ на аннексию Крыма. И если во время глобального финансового кризиса российскую экономику спасли резервные фонды, то в нынешний кризис они будут исчерпаны до дна максимум в 2017 году. Но выйдет ли к тому времени Россия из экономического пике?
Нефтегазовая игла.
Бюджет Российской Федерации во многом зависит от экспорта нефти и газа. Но в июне 2014 года началось резкое падение цен на энергоносители. В прошлом году нефть и газ принесли в российскую казну 43 процентов доходов.
Обесценивающийся рубль и санкции Запада.
После аннексии Крыма весной 2014 года США и Европейский Союз, к которым присоединились и другие страны Запада, ввели экономические санкции против России в финансовой, энергетической и оборонной областях, что умножило потери России из-за падения нефтяных цен. В итоге с августа 2014 года рубль обесценился на 50 процентов. Это привело к снижению доходов не только российских компаний, но и рядовых россиян. По прогнозу Всемирного банка, в 2016 году уровень бедности в России вырастет до 14,2 процента.
Рост военных расходов.
Несмотря на кризис в российской экономике, военные расходы неуклонно растут все последние годы. Из-за снижения поступлений в федеральный бюджет это удавалось сделать за счет снижения расходов на здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры. Дополнительных расходов требуют и военные операции российской армии за рубежом – на востоке Украины и в Сирии.
Проедание запасов.
Россия активно проедает запасы Резервного фонда, созданного в свое время за счет избытка доходов от продажи нефти и газа именно с такой целью – стать «подушкой безопасности» в критической ситуации. С сентября 2014 года объемы Резервного фонда уменьшились на 45 процентов, и, по оценкам министра финансов РФ А. Силуанова, они будут исчерпаны в следующем году. И тогда придется обращаться к запасам последнего резервного фонда – национального благосостояния, который используется для финансирования пенсий и социальных пособий. Но в него и так уже влезли в последнее время – ради банковских вливаний и вложений в инфраструктуру.