В ходе переговоров в Дохе нефтепроизводители не сумели договориться о фиксации цен. Значит, Москве придется проводить реформы или «закручивать гайки». Такое мнение выразил политолог Иван Преображенский в комментарии для Deutsche Welle.
Как уже сообщалось, нефтяной саммит в столице Катара закончился провалом. Представители иранской стороны на встречу вообще не поехали. Также отсутствовали и гости из Соединенных Штатов и Норвегии. Впрочем, как отмечает политолог, и без них члены ОПЕК во главе с Катаром и Саудовской Аравией не сумели договориться с государствами, не входящими в организацию. Эгоизм взял верх, отмечает эксперт.
Позиция Российской Федерации понятна. Нефтяные котировки нужно любой ценой если не поднять, то хоть бы зафиксировать на уровне, который не ниже тридцати долларов. Даже самые консервативные сценарии будущего, обсуждаемые российским правительством показывают, что в ином случае ситуация в государстве может значительно ухудшиться, отмечает политолог.
Но союзников у России в этой нелегкой борьбе практически не оказалось. И хотя некоторые государства, как, к примеру, Саудовская Аравия, и не против увеличения нефтяных котировок, ведь им тоже уже нелегко приходится, однако сегодня это геополитические враги Москвы, и уровень взаимного доверия очень близок к нулю.
Вместе с тем некоторые другие страны-экспортеры, к которым в минувшем году присоединилась Америка и вовсе не желают вести никаких переговоров касательно ограничения добычи. Кроме Соединенных Штатов к этой группе относится так же и Норвегия.
Наконец, есть еще Иран, который на сегодняшний день считается союзником россиян в сирийском конфликте. Недавно с этого государства сняли международные санкции, и его «черное золото» уже появилось на мировом рынке. В результате между двумя государствами образовались практически непреодолимые противоречия.
Российская Федерация - зависимая от «черного золота» экономика. Обедневший Иран едва вырвался из-под санкций. Ограничение экспорта нефти, который даст возможность быстро наполнить бюджет, совсем не входит в планы официальных иранских властей. Падение цен Тегеран пугает не так значительно как россиян, хоть бы потому, что стоимость нефтяной добычи там существенно ниже.
Перед иранцами довольно трудная задача - и «черное золото» продолжить продавать, и не поссориться с Москвой, отмечает политолог. К счастью, подчеркивает эксперт, они разговаривают с российскими коллегами на одном языке. Хорошо понимая психологию партнеров, пишет политолог, в Россию делегировали на переговоры Касема Сулеймани, руководящего спецназом Корпуса стражей иранской революции. В Москве опровергли вероятность будущей встречи российского лидера с генералом. Из этого, отмечает политолог, можно сделать вывод, что переговоры уже имели место. Как раз итогом этой встречи мог стать странный комментарий главы Минэнергетики Александра Новака, что Иран не несет ответственности за срыв переговоров в Дохе, так как он не отправлял на эту встречу своих представителей.
Где выход из ситуации?
Теперь, пишет Преображенский, когда последние иллюзии относительно того, что получится остановить падение нефтяных котировок отпали, Кремлю придется отказаться от надежд на консервативный сценарий в экономике и искать иные варианты. Первым таким вариантом являются реформы. Всем понятно, что снижение нефтяных котировок - это шанс на вынужденную диверсификацию экономики, отмечает политолог. О ее необходимости заявляют даже Алексей Кудрин и Герман Греф.
Но этот вариант поведения для властей Российской Федерации сейчас означает то, что придется и дальше урезать социальные льготы, что, естественно, расстроит избирателей. Москва не готова к этому накануне парламентских выборов в нынешнем году и президентских в 2018-м. На последней «прямой линии» российский президент прямо сказал, что Кудрин с командой готовит экономическую стратегию, которую возможно начнут реализовывать после 2018 года. Из этого следует, что до указанного срока никаких реформ не будет.
Зато вместо диверсификации экономики, отмечает политолог, может быть реакция, поскольку нужно как-то переждать эти два года при недорогой нефти, падающем курсе нацвалюты и стремительно нищающих избирателях.
Напомним, после провала переговоров в Дохе вчера в самом начале торгов нефть Brent потеряла пять процентов, котировки обвалились ниже 41 доллара. Одновременно с этим стала дорожать американская валюта: до 68,5 рубля с пятничного уровня в 66,4 рубля. Затем на протяжении торгов рубль и нефть попытались отыграть свое снижение.
Весь вчерашний день аналитики и чиновники гадали о последствиях провала встречи в Дохе. Российский министр энергетики заявил, что провал переговоров не несет значительных проблем для Российской Федерации. Прогнозы аналитиков самые разные. К примеру, эксперты Barclays полагают, что во втором квартале нефть Brent будет стоить примерно 36 долларов. Аналитики предупреждают, что провал последних переговоров в который раз убедил инвесторов в неспособности картеля стабилизировать рынок. Согласно данным MarketWatch, многие эксперты пересматривают свои прогнозы по нефтяным котировкам и не исключают в ближайшие дни нового их падения даже до 30 долларов.
Автор: Екатерина Кравец