Разрекламированная Россией ось Москва-Пекин в итоге так и не была создана, и от такой ситуации в выигрыше оказались западные страны. Более детально о том, как Запад выигрывает от провала попытки создать ось Москва-Пекин, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Сотрудники Института исследований Китая Микко Хуотари и Томас Эндер в статье, опубликованной изданием Foreign Affairs, отмечают, что после того, как западные страны ввели против РФ санкции, Российская Федерация переключила свое внимание на Китай. В Москве надеялись, что альянс с Пекином в сферах инвестиций, торговли сельскохозяйственной продукцией, обороны и энергетики позволит ей успешно противостоять западным странам. Партнерство с Поднебесной могло бы компенсировать сокращение доходов от экспорта энергоносителей, и продемонстрировать Западу – Россия его может с легкостью заменить на Восток.
Однако данная стратегия потерпела фиаско. Несмотря на все свои попытки, Россия так и не сумела значительно нарастить объем торговли с КНР, и не сумела привлечь китайских инвесторов. Москва заключила с Пекином ряд соглашений, которые в случае их практической реализации позволят весьма существенно нарастить поставки российских газа и нефти в Поднебесную. Но строительство двух трубопроводов решили отложить до 2020 года, а низкая стоимость энергоносителей, наблюдаемая сегодня, заставляет усомниться в прибыльности данных проектов.
В чем выгода для Европы?
В настоящее время постоянно звучат предварительные заявления о сотрудничестве между РФ и КНР, однако такие заявления, как оказывается позже, не имеют никакого отношения к реальности. Как результат, нынешнее состояние российско-китайских отношений практически никак не помогает Москве в деле поиска геополитических рычагов, с помощью которых можно было бы влиять на Европейский Союз. Более того, реалии таковы, что Европе удалось достигнуть значительных успехов не только в диверсификации поставок энергоносителей, но и нарастить объемы торговли с Китайской Народной Республикой, и расширить сотрудничество с Пекином в сфере инвестиций.
В частности, по газопроводам из стран Восточного Средиземноморья и из Азербайджана в Европейский Союз, судя по всему, будет поставлено значительное количество 2голубого топлива", причем этот газ придет в Европу еще до того, как заработают российско-китайские газовые проекты. Помимо этого, Евросоюзу также удалось нарастить объемы производства энергии из возобновляемых источников, тогда как параллельно с этим продолжается процесс диверсификации поставщиков углеводородов. Одновременно с этим следует отметить о выросший до более чем 500 миллиардов долларов объем двусторонней торговли между ЕС и КНР.
Получается, что Европейский Союз только лишь усиливает связи с Поднебесной, и такая ситуация не позволяет Российской Федерации создать "единый фронт" Москва-Пекин. Эксперты отмечают, что для предотвращения создания российско-китайского "единого фронта" ЕС мог бы еще и заняться налаживанием более тесных контактов с потребителями энергии из Азии, с которыми у него есть общие интересы. Речь в данном случае идет о стабильности цен на глобальных рынках, а также о создании многоуровневого пространства, в котором у поставщиков энергетических ресурсов будет очень мало инструментов для оказания давления.
Существующие институты и многосторонние договоры, такие, например, как Европейская хартия, требующая создавать безопасные и открытые рынки энергии, и одновременно с этим требующая от подписавших документ государств недискриминационного поведения, необходимо пересмотреть. Это необходимо сделать для того, чтобы предусмотреть еще и новые возможности для собственников из Китая, и для китайского экспорта.
Участие в процессе реализуемых в настоящее время реформ Китайской Народной Республики, равно как и последующее присоединение китайской стороны к юридически обязывающему договору, может обернуться положительным эффектом во многих сферах отношений. Это, например, может стать гарантией значительного объема китайских инвестиций в сфере энергетики за пределами Китая. В случае улучшения инвестиционного климата это позволит нарастить на глобальном рынке общее предложение, а также создаст препятствия для экспортеров, стремящихся использовать дискриминационную политику.
Это также позволит значительно улучшить европейско-китайскую координацию действий в сфере энергоэффективности, в сфере использования источников возобновляемой энергии, а также улучшить совместную работу, направленную на поддержку рыночных цен на энергию. Все вместе это также еще и позволит повысить защиту окружающей среды.
России в сложившейся ситуации, наконец, понять – она является в евразийском треугольнике наиболее изолированным, и, вместе с тем, наиболее уязвимым углом. Когда придет такое понимание, это будет весьма неприятный для РФ момент, но вместе с тем тогда же должен быть сделан и логичный вывод о необходимости более тесного сотрудничества с Европейским Союзом. Поэтому для ЕС наиболее правильной сейчас политикой является политика, направленная на укрепление отношений с Китайской Народной Республикой – это позволит оказывать давление на Москву, чтобы вынудить российское руководство изменить свою нынешнюю политику.