По мнению почетного профессора Массачусетского технологического института, автора книги «Призрак Лысенко» Лорена Грэма, попытка реабилитировать труды Трофима Лысенко, шарлатана, которому дали звание столпа науки Советского Союза – это не что иное, как политический шаг. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости СМИ» издания «Биржевой лидер» со ссылкой на Foreign Policy.
Таким образом, в настоящий момент в российском обществе наблюдается активный процесс переоценки советского ученого Трофима Лысенко. В свое время его считали светилом сферы сельского хозяйства, и поддержка ему оказывалась непосредственно Иосифом Сталиным. Однако и в то время, когда Лысенко работал на самых высоких должностях, большая часть его коллег отрицательно оценивали полную сомнений теорию касаемо того, каким образом происходит генетическое приспособление к окружающей среде человека и животных. Как бы там ни было, Лысенко имел до того большое влияние на политическую жизнь страны, что по его инициативе немалое количество его оппонентов были подвергнуты казни. Академические круги Советского Союза превозносили его лженауку, а это, в свою очередь, привело к большому вреду как проводимым учеными исследованиям, так и всей сфере аграрной промышленности.
В 1958 году бывший лидер СССР Никита Хрущев дал разрешение сообществу ученых подвергать критике деятельность Лысенко. Но даже зная о всех его негативных сторонах, Хрущев все же оставил его при власти. Спустя шесть лет Хрущев лишился занимаемой должности, в связи с чем Трофима Лысенко, который остался без своего сторонника в большой политике, уже в 1965 году уволили с должности руководителя Института генетики АН СССР.
Как бы там ни было, современными российскими учеными и активистами началась переоценка всего наследия, которое оставил после себя Лысенко. По мнению сторонников переоценки, в новой теории эпигенетического наследования, в которой рассматривается влияние экологии на передачу факторов генетики, присутствуют подтверждения множества идей Лысенко. Более того, нынешние представители российских научных кругов предъявили претензии к своим коллегам на западе в том, что он намеренно критикуют труды Трофима Лысенко, добиваясь, таким образом, чтобы влияние Российской Федерации в изучение генетики было уменьшено.
Однако, как раз действие таких активистов приводит к тому, что России и ее вкладу в мировую науку наносится огромный вред. Как известно, глава Кремля Владимир Путин очень хочет, чтобы его страна освободилась от влияния технологий из других стран, стремясь, таким образом, сделать РФ мировым научным центром. Впрочем, эта цель просто нереальна для достижения, если Путин не покончит с распространяемыми в руководимой им стране политическими играми с научной сферой.
Что известно о Трофиме Лысенко.
Трофим Лысенко начал свою карьеру в науке в 1921 году. Он был студентом Киевского сельскохозяйственного института, изучая там влияние колебаний температурного режима на жизненный цикл растений. Им был разработан способ роста показателей при помощи яровизации. Речь идет об ускорении созревания растений благодаря активному влиянию температурного режима. Однако, никаких новшеств или революционных теорий в его теории не было, так как данную практику ученые из Германии освоили еще в семнадцатом веке. Как бы там ни было, полученные Трофимом Лысенко результаты в последних числах 1920-х годов стали объектом внимания в Москве, и спустя некоторое время высшее руководство Советского союза начало относиться с доверием к тому, о чем говорил Лысенко. В 1940 году, после соответствующего решения Сталина, Лысенко занял должность директора Института генетики для того, чтобы он внес новые идеи в советское сельское хозяйство. Как известно, результатом политики коллективизации политики Сталина стал широко распространившийся голод. И поэтому, для того, чтобы накормить население, Лысенко нужно было в оперативном режиме внедрить свои теории в жизнь.
По мнению Лысенко, «ассимиляция внешних условий» способна вынудить растения к развитию не в том направлении, которое было определено унаследованными генами. Таким образом получалось, что есть возможность проводить сев и посадку растений не в обычный сезон, чтобы их гены могли приспособиться к необычным погодным условиям.
Версии Лысенко являлись радикально противоположными содержанию работ известного биолога Грегора Менделя и начавшимися после их публикации спустя полвека исследованиям. В их отмечалось, что как раз на генах лежит ответственность за процесс биологической адаптации. Нередко проводимые Лысенко эксперименты не приводили к тем результатам, которые были предметом его гордости, и мало кому из ученых удавалось с успехом их повторить. Однако в то время, когда сельскохозяйственная система страны находилась в катастрофическом состоянии, у советских ученых не было времени проверить теории Лысенко, прежде чем применять их на практике.
Лысенко, которого назначили на должность президента Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ), не брезговал использовать свою власть, чтобы вынуждать сельскохозяйственные предприятия пользоваться его необоснованными методами, такими, как посев семян на большую, чем обычно, глубину для повышения урожайности и обрывание листьев хлопчатника для ускорения его роста.