Космические корабли будущего должны быть микрокосмом человеческого общественного бытия со школами и больницами, спальными кварталами и площадками для развлечений, с реальным обеспечением корабельной безопасности и, вероятно, даже с системой судов. Об этом 22 июня размышляет Нил Леви в британском издании Aeon Magazine.
Космические корабли будущего будут строиться для нескольких человеческих поколений.
Если человечеству когда-нибудь удастся заселиться на иных планетах – что, кстати, может явиться необходимостью для выживания человека как вида с учетом того, во что превращена нами наша собственная планета, – ему практически наверняка нужно будет пользоваться кораблями для нескольких людских генераций: космическими межпланетными судами, построенными не только для первоначальных экипажей, но и для их детей, внуков и еще более дальних потомков. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что огромное расстояние, пролегающее между Землей и обитаемыми ближайшими планетами, а также небольшая доля вероятности того, что удастся нам когда-нибудь изобрести способы передвижения, по скоростям своим превышающие световую скорость, означают, что многие поколения должны родиться, прожить и умереть в таком космическом судне, прежде чем прибудет оно в пункт своего назначения.
Продовольственные потребности экипажей могут требовать сельхозпроизводства и аквакультуры и, возможно, разведения даже домашних и привычных нам животных, которые могут также понадобиться для процессов колонизации других объектов во Вселенной. Поэтому построение таких судов представляет из себя задачу с повышенной сложностью, встающую не только перед инженерным сообществом, но и перед обществоведами и социологами.
По какому критерию должны отбирать членов экипажей?
Как содействовать организации окружающей среды для сведения к минимуму межличностных конфликтов? Какую лучше определить оптимальную численность экипажей для объединения людей вокруг приверженности основной идее колонизации новой планеты, чтобы при этом не возникали серьезные риски саморазрушительного чувства уныния или чрезмерных сужений генофонда? Нужно ли для благополучия психики и душевного здоровья экипажей воссоздание на кораблях квазиестественной флоры и фауны с травой, деревьями, певчими птицами и небольшими животными?
Предстоит наравне с социальными и технологическими проблемами решать создателям и разработчикам подобных кораблей ряд увлекательнейших нравственных и философских вопросов. Проблемы, на которых есть смысл остановиться особенно, касаются этики данных проектов, ограничивающих рожденные на кораблях поколения конкретными формами жизни, в отношении которых не было этим генерациям предоставлено какое-либо право влиятельного голоса, что весьма сужает собственные их возможности.
Космические корабли для многих поколений будут функционировать только тогда, когда большинство младенцев, рожденных на их борту, могут обучиться настолько, чтобы заменить прежние экипажи. У них относительно собственных жизненных проектов не будет, по сути, выбора. В наилучшем случае смогут они выбирать из числа доступных на кораблях профессий – поваров, садовников, инженеров, пилотов и так далее. Если учесть, что распределяться роли будут под жестким весьма контролем, могут люди лишиться и этого. Например, если списки желающих получить обучение на повара окажутся заполненными, то возможностей найти свободные места не представится уже. У членов экипажей не будет выбора в пользу поведения с более созерцательным жизненным стилем, вступления в религиозные общины или работы в сфере бытовых услуг (все это широко было распространено в обществе, покинутом их космическими родителями). Не смогут они выбирать также между неполным или полным трудовым днем, и так далее.
Подобные моменты и вопросы, разумеется, и сейчас беспокоят почти каждого из нас. Различия Земли и космических кораблей будущих человеческих поколений определены масштабами, однако, по сути, многое их связывает. У родителей, как правило, присутствует желание, чтобы их сыновья и дочери с ними разделяли общие жизненные ценности: будь то стиль образа жизни, национальные предпочтения или общественные институты (так, у многих родителей будет огорчение, если их выросшие дети станут сочетаться браком с партнером другого вероисповедания, и многие видят оправдание религиозным школам отчасти в том факте, что повышают они вероятность свадебного знакомства и последующего брака внутри своего духовного сообщества). Иные осознают, что их дети оказываются перед не слишком разнообразными или богатыми перспективами (например, в ситуации принадлежности к весьма бедному сообществу), и такую же проблему переживают люди, чей генный набор ограничивает объективно условия для выбора (для примера, болезнь Гентингтона).
С другой стороны, дети, рожденные на космических кораблях будущего, могут на самом деле жить и в более благоприятных условиях, чем многие, рожденные сегодня в нищете. Но все равно они останутся в заложниках проектов, которые не выбирали. И здесь непочатое поле деятельности и рассуждений для всяческих моралистов и самого процесса философствования и морализаторства.