В настоящее время политические шахматы привели к формированию на Ближнем Востоке неоднозначной ситуации. После подписания соглашения между Израилем и Турцией в регионе возникла «новая нормальность», об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
В своей публикации дипломатический обозреватель Джонатан Маркус пишет, что руководители Израиля и Турции подписали соглашение о нормализации отношений. После этого шага создавшуюся ситуацию вполне можно называть «новой нормальностью». К близким стратегическим связям с крупными контрактами на поставку вооружения по примеру 1990 годов, судя по всему, вряд ли придется вернуться в ближайшее время.
Интересно, что формальное улучшение отношений между Израилем и Турцией, после которого дипломатические представители двух стран вернуться к выполнению собственных миссий, сопровождается попытками Анкары найти пути к примирению с Москвой. Турецкий президент Эрдоган принес Москве извинения за уничтоженный в ноябре прошлого года российский военный самолет, нарушивший воздушные границы Турции.
Обозреватель полагает, что турецкая дипломатия пришла в активное движение не просто так. Известно, что Турция и Израиль являются демократическими арабскими государствами, политика которых прозападная, общим моментом является также близость с США. Военный союз этих двух государств выглядит как вполне ожидаемый результат. И до этого времени сотрудничество между Израилем и Турцией и военной отрасли было довольно активным, пилоты из двух государств совместно проходили подготовку.
В мае 2010 года после захвата израильскими силовиками турецкого судна «Мави Мармара» при попытке прорвать морскую блокаду сектора Газа отношения между двумя государствами были прерваны. После высадки израильтян на судно в ходе столкновений погибло 10 активистов из Турции. Тем не менее похолодание в отношениях между государствами началось еще в 2002 году. Но сейчас, судя по всему, ситуация изменилась.
Для чего или против кого будут дружить Израиль и Турция?
Представители Турции и Израиля ведут переговоры, направленные на восстановление дружеских отношений далеко не первый год. Многие эксперты из Израиля убеждены, что Биньямин Нетаньяху мог подписать подобное нынешнему соглашение намного раньше. Тем не менее возобновлению отношений помешал клубок из сплетенных воедино проблем вины, компенсации, а также долгосрочная стратегия и национальная гордость.
На протяжении нескольких последних лет влияние дипломатов из Анкары в регионе заметно ослабло. Джонатан Маркус вспоминает, что через короткое время после прихода к власти Партии справедливости и развития в Стамбуле он встречался с Ахметом Давутоглу, в будущем ставшем министром иностранных дел и главой правительства Турции. В ходе беседы будущий чиновник показал журналисту свои наработки на тему программы внешней политики официальной Анкары. В проекте предусматривался экономический бум, достигнутый за счет дипломатических усилий, среди которых создание бесконфликтных отношений с соседними государствами.
На то время неспокойные воды Ближнего Востока не позволяли поверить в реальность реализации миролюбивой тактики. Экономический бум в будущем действительно стал реальностью. Некоторые страны региона из числа арабских союзников Турции заподозрили в активизации экономики стремление Анкары к неоосманизму. Не следует забывать, что перед Первой мировой войной Турция играла в регионе решающую роль и владела статусом ведущей державы.
По амбициям Турции сильный удар нанес кризис в Сирии. Официальная Анкара активно поддерживала отстранение от власти сирийского диктатора Асада. Из Турции различные группировки, принимающие участие в сирийском противостоянии, получали финансирование и помощь оружием. Именно эти действия Анкары стали причиной роста напряженности в отношениях с Вашингтоном.
Былое влияние в регионе Соединенные Штаты потеряли, политики из Вашингтона определяли вопросом второстепенной важности будущее Башара Асада. А вместо этого во главу угла американцы ставили именно борьбу с исламистами из запрещенной в ряде стран организации ИГИЛ. Самую высокую эффективность в борьбе против исламистов демонстрировали курдские группировки. Поддержка Вашингтоном курдов негативно была воспринята турецкими руководителями.
Видимо, сейчас турецкая власть меняет акценты в сирийской ситуации. Вместо отстранения Башара Асада турки стремятся удерживать политические амбиции курдов. Для усиления собственного влияния в регионе Анкара нуждается в союзниках. Именно этим можно объяснить попытку Турции восстановить отношения с Россией. Владимир Путин известен как главный покровитель сирийского диктатора.
Соглашение Турции с Израилем, в свою очередь, будет позитивно оценено политиками с Вашингтона. Учитывая предыдущие шаги, можно прогнозировать стремление Анкары наладить конструктивное сотрудничество с еще одним важным игроком ближневосточного региона. Вполне вероятно, что турецкие политики пойдут на сближение с Египтом.
Между тем крепкие связи в экономике между Турцией и Израилем после нормализации отношений могут выйти на качественно новый уровень. В настоящее время ведутся разговоры о возможном строительстве газопровода для обеспечения голубым топливом средиземноморских стран. С помощью предоставления Турции особого статуса в развитии сектора Газа Израиль пытается заполучить рычаг влияния на организацию ХАМАС, что, в свою очередь, поможет избежать возобновления боевых действий в южной части территории страны.