В сегодняшней России дух Советского Союза ощутим более, чем когда-либо за последние 25 лет. Этой теме в годовщину неудавшегося путча в СССР 1991 года, приведшего в итоге к развалу сверхдержавы, посвящен материал обозревателя Маши Гессен для New York Times. С ним знакомит издание «Биржевой лидер».
В качестве наследия неудавшегося советского переворота 1991 года в России остался праздник – День национального флага, отмечаемый 22 августа. Однако в иерархии государственных праздников этому дню ведущая роль совсем не принадлежит. В этот день не проходят парады и не назначается выходной день, как для многих других праздников. Гости России вероятно даже не заметят 25-ю годовщину важных для России изменений. 18 августа 1991 года в Крым отправились четыре высокопоставленных советских чиновника с целью посещения первого президента СССР Михаила Горбачева, где он в то время проводил отпуск. По итогам встречи лидер государства оказался под домашним арестом. Уже на следующий день граждане Советского Союза узнали из новостей, что представители КГБ и компартии ввели в стране чрезвычайное положение. Уже через три дня переворот провалился, а в Москве прямо в центре города был демонтирован памятник основателю КГБ Дзержинскому. Над Верховным советом России был поднят бело-сине-красный флаг.
За два года до этих событий в нескольких странах Восточной Европы продемократическими демонстрантами были свергнуты коммунистические правительства. Эти события по большинству проходили мирно и потому получили название «бархатные революции». В данных случаях правящие прокоммунистические партии просто сложили свои полномочия. Аналогичным образом трактовались события августа 1991 года и в СССР, так же считали и российские интеллектуалы. Казалось эпоха СССР подошла к концу. Однако, как отмечает автор, концом Советского Союза, да и «бархатной революцией» те события на самом деле не стали, и это особенно четко видно сейчас, через 25 лет. Еще несколько лет Советский Союз находился в агонии. И в России и в большинстве республик происходили народные движения за независимость. Были и этнические конфликты, и территориальные претензии, проливалась кровь. Советское руководство еще успело применить силу в Грузии, Азербайджане, Литве, были убиты люди, и это горько разочаровало тех, кто мечтал о переменах.
Вместе с тем многочисленные «ястребы» среди советских лидеров считали Горбачева излишне мягким, его многие не любили и даже ненавидели, впрочем, таковыми считают всех политиков, которые пытаются угодить всем. Но наиболее ожесточенным стало противостояние Горбачева с Ельциным. В июне 1991 года Ельцин, бывший партиец, был избран лидером российской республики в составе Советского Союза. С провалом переворота устроенного «ястребами», для политика появились дополнительные шансы. Пока Горбачев был под арестом в Крыму, Ельцин прибыл в Москву, он непосредственно общался с демонстрантами, которые были против переворота, выступал прямо с танка. Уже после завершения волнений, Ельцин вышел на лидирующую позицию противостояния. Это позволило ему указывать Горбачеву, что делать. 22 августа 1991-го президент СССР вернулся в Москву и приступил к проведению чисток среди путчистов, а Ельцин следом упразднил несколько горбачевских кадровых назначений, поставив своих людей. Лидеров компартии Ельцин тоже смог лишить влияния, хотя партия еще функционировала. В целом ему удалось захватить все ключевые институты Союза - и КГБ и плановую экономику. К зиме все республики Советского Союза провозгласили независимость от империи, хотя Горбачев еще оставался советским президентом и делал попытки сохранить целостность Союза.
Далее в декабре лидеры России, Беларуси и Украины утвердили роспуск Советского Союза. Горбачев не получил приглашения на эту встречу, он даже не сразу узнал о ее проведении. Новость принес белорусский лидер, а Ельцин тем временем уже позвонил американскому президенту Джорджу Бушу и сообщил об исчезновении СССР. После этого в международных организациях появилась Российская Федерация. Ельцин и его соратники верили в то, что произошедшие события были значительно лучше иных «бархатных революций». Они были уверены, что с взятием под контроль старых институтов в Россию можно быстро привести демократию, а если эти институты уничтожить, то на создание новых уйдет длительное время и процесс этот пройдет болезненно. Это стало ошибкой, поскольку институты долгие годы представляли тоталитарный режим, впрочем, новые лидеры совсем не сомневались, что смогут справиться с трансформациями.
Однако на деле тоталитарные ведомства оказались сильнее людей, пришедших их реформировать. Сопротивление переменам продолжалось десятилетие, пока президентом не стал Путин. Как отмечает обозреватель, сегодня жизнь в России политизирована, вокруг лидера страны мобилизован народ, притом, что фактически восстановлены цензура и однопартийная система. Все это сильно напоминает жизнь в СССР, больше, чем за прошедшие 25 лет. Во время августовских событий 1991 года погибли трое россиян, но за прошедшие годы в честь их самопожертвования так и не поставлен памятник. В то же время продолжаются разговоры о возвращении на старое место статуи Дзержинского.
Через 25 лет после путча ГКЧП в России возрождают СССР – Гессен
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.