Экспертная среда оценивает особенности российской политики на межгосударственной арене. Одним из базисных принципов современной российской внешнеполитической тактики эксперты называют заключение ситуативных союзов. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Кристина Хебель в своей публикации для германского издания Der Spiegel напоминает, что недавно российский президент Путин отменил визит во Францию, перспективы посещения хозяином Кремля Берлина в ближайшее время остаются туманными. Москва, очевидно, стремится к конфронтации с Западом, стремясь при этом повысить свой престиж. В качестве инструмента для достижения поставленной цели в Кремле рассматривают гибкие альянсы.
Современный российский лидер в совершенстве владеет игрой, суть которой заключается в возложении собственной вины на других. Согласно недавним заявлениям российского президента, Вашингтон является виновником обострения ситуации в Сирии. Соответствующее заявление российский лидер сделал в рамках интервью французскому телеканалу TF1. «Политической риторикой» хозяин Кремля называет обвинения в адрес Москвы. Другие европейские страны обвиняют российское руководство в постоянных бомбардировках гражданских объектов на сирийской территории. Также в интервью президент отметил, что обвинения не учитывают особенности сирийской ситуации.
Интервью российский президент дал через несколько часов после отмены своего визита в Париж. Тем не менее он подчеркивает, что готов к диалогу, и называет отношения между Москвой и Парижем хорошими. Вряд ли можно найти логику в действиях российского руководства, которое сначала стремится повысить конфронтацию, чтобы затем дать сигнал о готовности к диалогу. Судя по всему, одним из центральных моментов в этой ситуации является готовность Москвы к диалогу на своих условиях, президент заявляет о нежелании поддаваться какому-либо диктату со стороны Запада.
В Кремле также заявляют, что переговоры в формате «нормандской четверки» должны быть продолжены. Вместе с тем Россия и Запад значительно отдалились друг от друга, в том числе по причине ведения Кремлем игры по собственным правилам. Москва успешно использует беспомощность европейских стран, которые делают ставку на военную сдержанность. В ответ на заявления дипломатов из Великобритании и Швеции, призывающих проводить протесты перед российскими посольствами, Москва наращивает собственное присутствие в Сирии.
К сирийским берегам переброшены российские военные корабли, в районе боевых действий размещены зенитно-ракетные комплексы С-300. На текущей неделе российский парламент одобрил соглашение с законодательным органом Сирии. Ратифицированный документ предусматривает превращение опорного пункта в Латакии в постоянную военную базу. Россия явно посылает сигнал о намерении оставаться в Сирии неопределенное время и занимать важное место в процессе урегулирования конфликта.
Дмитрий Тренин, представляющий Московский Карнеги-центр, убежден, что в Москве рассчитывают на нежелание американского президента вступать в активную фазу сирийского конфликта в последние недели своего пребывания на должности. Москва явно стремится ослабить влияние Вашингтона, близкие к Кремлю политики заявляют о планах Москвы, связанных с ликвидацией доминирования США в Ближневосточном регионе. После прерывания Вашингтоном переговоров по Сирии Москва приостановила действие Соглашения об уничтожении оружейного плутония.
Страх на экспорт в неограниченном количестве.
Судя по всему, имеет место новый этап эскалации конфликта. Москва требует от американского руководства отмены всех введенных ранее санкций с компенсацией нанесенного ущерба. Понятно, что подобные требования выполнены быть не могут. Московский историк Сергей Медведев полагает, что с помощью угроз Кремль пытается компенсировать собственные слабости, а ультиматум выдвигает исключительно для получения желаемого внутриполитического результата.
Экономика современной России страдает от низкой стоимости энергоносителей. По информации от Минфина, всего за год средства в Национальном резервном фонде сократились наполовину и сегодня составляют 32 миллиарда долларов. Медведев считает, что в 21-м веке главным продуктом, который Россия поставляет на экспорт, является страх, а вовсе не нефть или природный газ. На данном этапе Кремль действует в соответствии с классической стратегией рэкета – конструирует угрозу и сразу же предлагает ее решение.
В свое время эта стратегия применялась на Донбассе, где Москва оказывает поддержку сепаратистам и выступает посредником в разрешении конфликта. Аналогичный подход применяется в Сирии – российские военные наносят удары по жилым районам на сирийской территории, но параллельно Москва выступает участником переговоров о прекращении боевых действий.
Константин Эггерт, известный российский обозреватель, подчеркивает, что для Кремля никаких правил и красных линий больше не существует. Эггерт констатирует, что обострение в отношениях между Москвой и Вашингтоном может закончиться очередной холодной войной. Дмитрий Тренин, в свою очередь, обращает внимание на то, что в Сирии ситуация нестабильная, российские и американские военные с высокой долей вероятности могут оказаться под обстрелом.
Несмотря на заявления многих экспертов, в изоляции Москва не находится. В 2014 году российское руководство еще стремилось постоянно взаимодействовать с Западом, сейчас Москва делает ставку на гибкие альянсы:
- целевой союз заключен между Москвой и Анкарой;
- борьба против исламского террора является главной целью договора между Россией и Египтом;
- интенсификация российско-израильских отношений;
- во время предстоящего визита в Индию российский президент намерен обсудить активизацию межгосударственного сотрудничества.