Бурно развивающаяся предвыборная кампания в Соединенных Штатах несколько затмила произошедшее на минувшей неделе охлаждение в отношениях между Москвой и Западом. С анализом ситуации по поводу внешнеполитических намерений России выступила в своем материале американская The New York Times, с этой публикацией знакомит издание «Биржевой лидер».
Из-за развития сирийского конфликта США отказались от сотрудничества с Россией по данной проблеме, отметив при этом, что следовало бы проверить меру вины России в военных преступлениях. Президент Путин плохо воспринял ход американцев, отношения между государствами, казалось, стали входить в штопор, подобный тому, которого мир не видал несколько последних десятилетий. Российские государственные СМИ заговорили на тему войны. Но вместе с тем часть аналитиков высказали предположение об иных факторах, способствовавших реакции Путина.
Как известно, Путин внезапно огласил о выходе из договора о сокращении запасов оружейного плутония, выдвинув при этом ряд невыполнимых, прежде всего экономических, требований в качестве урегулирования вопроса по ядерному соглашению. Кроме того, в Сирии были развернуты современные российские зенитные установки, а в Калининград перемещены баллистические ракеты дальнего действия, причем так, чтобы американская космическая разведка могла засечь там одну ядерную боеголовку. Далее последовал призыв Франции проверить Россию на причастность к военным преступлениям в Сирии, на что Путин ответил отменой уже запланированного визита в Париж.
Потом из Москвы поступили новости о том, что военное командование рассматривает возможность возобновления присутствия на военных базах Вьетнама и Кубы. А позже стало известно об отправке в Египет на учения 5 тысяч десантников. Кроме того, внутри России прошли крупнейшие учения по гражданской обороне с участием десятков миллионов россиян и сотен тысяч специалистов спасательных служб. А тем временем по российскому телевидению снова напомнили о способности приструнить США с помощью ядерного оружия. Пропагандист Дмитрий Киселев сказал, что «наглое поведение» Штатов в отношении России «может иметь ядерные последствия».
Как полагают аналитики, нынешнее поведение Путина во внешней политике – это попытка позиционировать себя так, чтобы следующий американский президент получил максимальные требования в отношении признания российского лидера как равного себе и лидерам других мировых держав. Кроме того, Путин в очередной раз пытается поднять ставки накануне переговоров по Сирии в швейцарской Лозанне. Впрочем, российские эксперты усматривают и другие причины. Так, политолог Российской академии госслужбы при президенте Е. Шульман отмечает, что на фоне международных вопросов на российском телевидении не обсуждают серьезную тему, связанную с принятием федерального бюджета.
Население России сталкивается с ростом коммунальных платежей, и это вызывает у них недовольство. При этом в предложенном бюджете заложено сокращение расходов на здравоохранение на треть. Даже военный бюджет после многих лет стабильного роста может быть сокращен на 6% ежегодно в течение следующих трех лет. Как указывает Шульман, получается достаточно «мрачный бюджет», из которого в основном траты пойдут на содержание полиции и выплату пенсий.
Путин же пытается в это время на международной арене изменить роль России через сирийский конфликт. Год назад, отправив туда своих военных, он хотел стабилизировать режим Асада и ускорить снятие с России экономических санкций и изоляции. Достигнув определенного успеха в стабилизации режима Асада при минимуме потерь, Путин, вероятно, захотел достигнуть более масштабных целей. После провала соглашения с Вашингтоном он поддержал наступление Асада на Алеппо, не гнушаясь любыми средствами, только бы Дамаск смог получить контроль на западе Сирии, что в дальнейшем могло бы подтолкнуть оппозицию к соглашению. Профессор политологии Н. Петров считает, что Россия может добиться своих целей, а следующий американский президент будет вынужден действовать в новой реальности и принять ее.
Но на пути к успеху для России появляются и сложности, и потому она согласилась обсуждать вновь ситуацию в Сирии. А представители российской армии тем временем указывают на слабую роль сирийской армии как союзника. Отставной полковник и уважаемый военный аналитик М. Ходаренок написал для сайта Gazeta.ru, что за прошедший год сирийские вооруженные силы не провели ни одной успешной операции. Сирийская армия слаба и коррумпирована, а вооруженные группы из Ирана и «Хезболлы» «подозрительны».
Что касается воинственных заявлений, то, по мнению замглавы «Центра политических технологий» А. Макаркина, разговоры о войне – это пропагандистская уловка, тем самым Россия хочет показать способность зайти очень далеко. Это элемент давления в стремлении к мечте о созыве новой Ялтинской конференции, где бы вместе с остальными великими державами разделить карту мира по-новому.
Но при таких стремлениях российского руководства на международной арене остается неясным, как это может помочь жизни простых россиян, реальные доходы которых впервые с 2000 года, то есть впервые при Путине, сокращаются. Растут долги по выплатам зарплат, и все больше забастовок и демонстраций в связи с трудовыми спорами.
Путин выдвигает требования к следующему американскому президенту – иноСМИ
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.