Искусственным интеллектом сегодня никого не удивишь. Пользователи мобильных приложений, различных гаджетов и даже человекоподобных андройдов активно их применяют во многих сферах жизнедеятельности: медицина, программирование, спорт, авиация, машиностроение (беспилотные авто также не новость), навигация, образование и т.д.
Но что, если в один не прекрасный день машины взбунтуются и человечество столкнется с угрозой, наподобие той, что описана в «Терминаторе» и других подобных фильмах? Особенно это реально еще и потому, что сегодня ведутся работы по обучению искусственного интеллекта эмоциям, а в некоторых странах серьезно рассматриваются вопросы о возможности вступления в брачный союз человека и андройда.
В том, насколько могут быть опасными технологии искусственного интеллекта, попытался разобраться корреспондент «Русской службы ВВС» Сергей Марков.
ИИ создаст глобальную безработицу?
Стоит отметить, что стремительному прогрессу в сфере разработок ИИ (искусственного интеллекта) способствует активное развитие нейронных сетей, обеспеченное появлением мощнейших компьютеров. С начала десятых годов нынешнего века использование многослойных нейронных сетей вызвало невероятный прорыв в ИИ, обеспечив феноменальный успех индустрии с привлечением в нее не только большого количества ученых, программистов и инженеров, но и инвесторов, вкладывающих в соответствующие разработки миллиарды долларов. Так полагает специалист по методам машинного обучения, разработчик одной из российских шахматных программ, Сергей Марков.
Поскольку сегодня наблюдается бурное развитие технологий ИИ, порождающее все новые и новые возможности для умных устройств, в обществе чаще стали задумываться об этических аспектах использования в жизни ИИ, отношениях «человек-робот» и о безопасности для людей. В ответ на это большинство ученых успокаивает: на самом деле, говорят они, до появления разумных роботов, способных самостоятельно мыслить и принимать решения, еще очень долго.
С экономической точки зрения роботизация может помочь значительно сэкономить. Например, в McKinsey Global Institute подсчитали, что в течение ближайшего десятилетия благодаря технологиям ИИ мировой рынок труда существенно изменится (людей заменят машины, многие производственные процессы будут автоматизированы), что поможет сберечь около 50 триллионов долларов.
С другой стороны, немало экспертов обращают внимание на тот факт, что автоматизация и роботизация затронут интересы менее квалифицированных сотрудников, грозя миллионам из них (рабочим, грузчикам, наладчикам и т.д.) остаться без работы, а значит и лишиться средств на жизнь.
Кстати, пострадать могут и представители интеллектуальных профессий. Даже сейчас. Так, совсем недавно Goldman Sachs провел значительное сокращение своих сотрудников: 600 трейдеров заменили всего лишь два специалиста, работающие с автоматизированными программами алгоритмического трейдинга. Эти программы обслуживают не более 200 программистов-разработчиков. Таким образом, количество трейдеров сокращено в 300 раз, а общее количество сотрудников, связанных с данными программами, в три раза.
В связи с возрастающей конкуренцией на рынке занятости человеку со стороны ИИ многие специалисты предлагают уже сегодня искать варианты решения проблемы. Одним из них, по мнению координатор программ Foresight Institute (некоммерческой организации из Кремниевой долины, занимающейся продвижением новых технологий) Аллисона Дютмана, может стать «универсальный базовый доход». Этим термином обозначают выплату денежных средств каждому жителю, независимо от того, работает он или нет. Данный социальный эксперимент был опробован в ряде стран (Швейцария, США, Финляндия, Канада), некоторые из которых готовы продолжить его. А финансироваться данный доход может за счет инновационного налога Land Value Tax («Налоговая стоимость земли»), возможность реализации которого активно обсуждают в Кремниевой долине.
Восстанут ли роботы против людей?
Что же касается «личности» умных компьютерных машин, то в настоящее время вопросы их половой принадлежности, возможности иметь право голоса, отношений (включая романтические) с человеком обсуждаются в Европарламенте. На повестке дня стоит вопрос, нужно ли наделять устройства на ИИ статусом «электронной личности». По словам Аллисона Дютмана, люди не желают делиться своим правами с теми, кто им непонятен, поэтому в настоящее время большинство против наделения роботов привилегиями человека.
Одновременно с этическими вопросами возникают и юридические тонкости. Например, кто будет ответственен в случае аварии беспилотного авто или выхода из строя медицинского аппарата на основе ИИ. Отсюда и другая проблема: нужно ли развивать беспилотное оружие, которое может действовать самостоятельно, без управления человеком? Как следствие – третий вопрос: восстанут ли машины против создателей, «набрав сил», поняв, что они могут самостоятельно, без контроля людей, существовать? А такое будущее не за горами: ученые называют сроки в 20-30 лет...
Сергей Марков по этому поводу замечает, что последний рубеж будет пройдет, «когда будет создан так называемый «сильный ИИ» (Strong AI, Artificial General Intelligence), то есть такой ИИ, который будет способен решать неопределенно широкий спектр интеллектуальных задач». Именно он научится самостоятельно думать и принимать решения.
Аллисон Дютман предлагает дать возможность компьютеру изучить всю научную литературу, касающуюся этических вопросов, сделав данную информацию фундаментом для принимаемых в будущем решений ИИ.