Стало известно, что вице-премьер России Дмитрий Рогозин решил отменить свой визит в Иран, куда должен был прибыть вчера для встречи с вице-президентом этого государства по науке и технологиям Сореной Саттари, а также министром обороны Хосейном Дехганом.
Как предполагалось, в Тегеране российский вице-премьер должен был поговорить о перспективах двустороннего сотрудничества и в первую очередь в авиационной сфере, затронув вопрос касательно закупок иранской стороной российских пассажирских самолетов. Как пишет издание «Коммерсантъ», ссылаясь на осведомленные источники, поводом для отмены визита стало разглашение Ираном информации о предстоящем визите российского чиновника, тогда как в Москве хотели сохранить это в секрете.
Визит нескольких высокопоставленных чиновников из Российской Федерации, среди которых были первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Рогозин и глава Министерства энергетики Александр Новак, посол Ирана в России Мехди Санаи, анонсировали два дня назад - 12 февраля. В заявлении посла, которое появилось на сайте иранских информагентств Mehr и IRNA, отмечалось, что визит российской делегации должен состояться «на протяжении ближайшего месяца». Рогозин должен был возглавить делегацию на переговорах по вопросу расширения сотрудничества Ирана и Российской Федерации в области развития технологий и обороны.
С иранской стороны в переговорах собирались принять участие вице-президент по вопросам технологий и науки Сорена Саттари и глава Минобороны Хосейн Дехган. Согласно информации издания «Коммерсантъ», самолет с Дмитрием Рогозиным и сопровождающими его российскими чиновниками должен был вылететь в Тегеран еще вчера утром, но этого не произошло. Как оказалось, накануне вице-премьер решил отменить визит, объяснив свое решение «техническими причинами». Что касается визитов Новака и Шувалова, то, согласно утверждениям правительственных источников издания, никаких изменений они не претерпели.
По словам собеседников издания, поводом для такого довольно резкого шага послужило оглашение иранской стороной новости касательно предстоящего визита господина Рогозина, хотя он просил соблюсти конфиденциальность. А дело в том, что кроме заседания комитета по технологиям и науке, сопредседателем которого является российский вице-премьер, стороны планировали обсудить «довольно деликатные темы», отмечает источник «Коммерсанта» в аппарате правительства. Так, предстоял «достаточно сложный разговор касательно причин ориентации иранских партнеров на закупки самолетов у западных государств»: «Тегерану мы оказываем колоссальную поддержку, тогда как он берет технику у тех, кто его пытается унизить санкциями».
Следует напомнить, что в начале прошлогоднего декабря иранская авиационная компания Iran Air подписала договор с американской корпорацией Boeing на поставку восьмидесяти самолетов. Данный контракт подразумевает передачу пятидесяти самолетов Boeing-737 и тридцати самолетов Boeing-777 на протяжении ближайших 10 лет. Кроме того, имеет место контракт с европейской компанией Airbus, который подразумевает поставку иранской стороне 100 воздушных судов: 38 самолетов семейства А330, 46 - семейства А320 и 16 широкофюзеляжных A350 XWB. Общая стоимость двух этих соглашений составляет порядка 30 миллиардов долларов: около 10 миллиардов долларов с Boeing и 20 миллиардов долларов - с Airbus.
А вот сотрудничество с Российской Федерацией намного скромнее. Так, в прошлом году «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписали с одной из иранских авиационных компаний «меморандум о взаимопонимании» по поставкам самолетов регионального значения Sukhoi Superjet 100, но данный документ рамочный и не носит обязывающего характера. Российская сторона оценивает иранский рынок приблизительно в сто самолетов данного типа, однако перспективы подписания твердого соглашения зависят не только от переговоров компаний, но и от американского Министерства финансов, без разрешения которого сделку нельзя реализовать (следует отметить, что на SSJ-100 устанавливаются американские комплектующие). Иранская сторона интересуется и боевыми самолетами (к примеру, истребителями типа Су-30СМ), только их продажа на данный момент почти нереализуема. Резолюцией Совета Безопасности ООН N2231 накладываются ограничения на поставки иранской стороне обычных вооружений, поэтому поставки боевых самолетов могут осуществляться лишь с предварительного разрешения СБ ООН - это предусмотрено условиями сделки по ядерной программе Ирана.
На прошедшей неделе посол России в Тегеране Леван Джагарян в интервью информационному агентству ТАСС сказал о «заметном прогрессе, достигнутом в сфере торгово-экономического сотрудничества» между Ираном и Российской Федерацией. Он подчеркнул, что объем двустороннего товарооборота между странами достиг 2 миллиардов долларов.
Отметим, вице-премьер РФ отменил свой визит в Иран. В посольстве Ирана в Москве эту информацию пока не прокомментировали. По неофициальным данным, поводом для такого довольно резкого шага послужило оглашение иранской стороной новости касательно предстоящего визита господина Рогозина, несмотря на то, что он просил не разглашать эту информацию.