Официальный Минск в настоящее время усилено пиарит идею нового Хельсинского процесса. Белорусские власти рассчитывают, что Беларуси роль миротворческой площадки поможет в укреплении суверенитета. Более детально о том, почему власти Беларуси столь усиленно пиарят идею нового Хельсинского процесса, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В последнее время, как отмечает издание "Белорусские новости", официальный Минск неоднократно заявлял, что столица Беларуси может быть не только миротворческой площадкой для решения украинского кризиса, но еще и удобным местом для того, чтобы запустить процесс, направленный на урегулирование отношений между Западом и Востоком. 21 ноября прошлого года президент Беларуси Александр Лукашенко заявил в ходе встречи с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, что в свое время для разрядки напряженности в отношениях между Востоком и Западом потребовался Хельсинский процесс, итогом которого стало создание ОБСЕ. Одновременно с этим белорусский лидер предложил подумать об обновлении Хельсинского процесса с целью улучшения взаимоотношений между странами и запуска мирного процесса.
По словам Лукашенко, он предложил данную идею, руководствуясь положительным эффектом организованных в Минске мероприятий "нормандского формата". Исходя из этого, президент Беларуси предложил рассмотреть возможность проведения в Минске встречи ключевых международных экспертов с целью обмена мнениями относительно урегулирования отношений между Западом и Востоком. Глава государства подчеркнул, что в Беларуси озабочены усиливающимся антагонизмом между Российской Федерацией и Евросоюзом. При тех огромных проблемах, которые существуют в мире, и требуют совместных решений, усиление антагонизма здесь не нужно ни РФ, ни ЕС, ни, тем более, Беларуси.
Чтобы закрепить статус Беларуси как донора безопасности и стабильности, нужно искать новые возможности – Мельянцов.
В конце апреля этого года Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, подготовил аналитическую записку, в которой отметил, что переговорную площадку в Минске можно смело назвать победой белорусской дипломатии, использовавшей уникальное сочетание международных факторов не только для фасилитации переговорного процесса по мирному урегулированию украинского конфликта, но и для укрепления безопасности самой Беларуси, а также для изменения ее внешнеполитического имиджа.
При этом аналитик добавил, что в настоящее время потенциал минской переговорной площадки практически полностью исчерпан. Конфликт в восточной части Украины постепенно превращается в затяжной, поэтому результаты дальнейших переговоров в рамках текущего формата весьма скромные. Беларуси для закрепления своего статуса донора безопасности и стабильности, а также для утверждения своего нейтрального положения, следует искать новые возможности в сложившейся сейчас геополитической среде.
По мнению Мельянцова, Россия заинтересована в нормализации отношений со странами западного мира, равно как и в фиксации сложившихся к настоящему времени границ и сфер влияния, в том числе и закреплению за Крымским полуостровом российского статуса. Именно поэтому Москвой были сделаны определенные шаги, направленные на создание условий для последующего заключения сделки с Соединенными Штатами и с ключевыми странами Европейского Союза. Делала это, РФ, например, повышением собственной важности в решении сирийского конфликта, ставшего очень серьезной угрозой для Европейского Союза.
В свою очередь, западные страны сегодня могут быть не настолько заинтересованы в пересмотре за одним столом с Российской Федерацией действующих правил международных отношений. Современная Россия, в отличие от Советского Союза, не представляет собой непосредственной военной угрозы союзникам Соединенных Штатов в Европе и не угрожает самим США. Вместе с тем потенциал РФ в глобальной экономике и в технологиях настолько незначительный, что введенные против нее санкции не оказывают, по большому счету, сколь-нибудь серьезного воздействия на основных мировых игроков.
Тем не менее Российская Федерация может представлять угрозу для бывших союзных республик, которые либо уже вступили в Евросоюз и Североатлантический альянс, либо стремятся туда вступить. Украинский опыт наглядно показал, что ощущение собственной уязвимости вполне может подтолкнуть Москву к активным военным действиям, способным привести к очень серьезному региональному кризису. Не стоит также забывать и о российском ядерном потенциале, который в настоящее время является достаточно важным фактором глобальной безопасности. Данное обстоятельство вынуждает западный мир более внимательно относиться к интересам РФ и учитывать их в своих планах.
Мельянцов считает, что Минск в сложившейся ситуации может стать инициатором проведения конференции, в ходе которой можно было бы обратиться к данным первоочередным вопросам. Такая конференция стала бы логическим продолжением работы созданной в Минске миротворческой площадки для урегулирования военного конфликта на Донбассе.