В четверг, 1 июня 2017 года, в Санкт-Петербурге стартует ежегодный международный экономический форум. Авторитетное американское издание Financial Times, информирует сайт InoPressa.ru, прогнозирует «горячую политическую кампанию, с которой неожиданно столкнутся участники мероприятия» – крупные бизнесмены и правительственные функционеры из России и ряда зарубежных стран.
По мнению корреспондента Financial Times Катрин Хилле, с целью хоть как-то улучшить экономику страны, оказавшуюся в тяжелом положении, Владимир Путин организовал «конкурс красоты»: он распорядился, чтобы его советники в ближайшее время предложили конкурирующие планы стратегии по стимулированию экономического роста. Далее в статье поясняется, что на данный момент динамика роста экономики России не достигает даже 3%, которые весьма нужны Москве в текущих политико-экономических условиях.
В свою очередь экономист Евгений Гонтмахер говорит о том, что на предстоящих президентских выборах Владимир Путин использует данные материалы для своей предвыборной кампании.
Что же касается экономических проблем России, то среди ключевых Financial Times называет чрезмерную зависимость страны от экспорта газа и нефти, недостаток инвестиционных средств для модернизации устаревшей инфраструктуры, а также тот факт, что «производительность труда с трудом гонится за ростом зарплат, который провоцируется убылью рабочей силы».
Однако диспуты по решению этих вопросов «приобрели новую актуальность», поскольку Владимир Путин не выполнил своих обещаний, данных им в начале своего текущего президентского срока. В частности, напоминает газета, российский лидер заявил, что в стране будут созданы миллионы высокотехнологичных рабочих мест, значительно модернизируются сферы медицины и образования, существенно повысятся реальные зарплаты населения.
Какие планы выхода из кризиса представили Путину?
Советники Путина предложили свое видение решение данных проблем. Так, например, Алексей Кудрин настаивает на обязательной модернизации чиновничьего аппарата, проведении судебных реформ, снижении степени влияния государства на экономику, коренном преобразовании системы образования и рынка труда. Стратегия Кудрина рассчитана на долгосрочную перспективу в реформировании институтов управления, поэтому, отмечает Financial Times, многие полагают, что «она слишком политизирована, чтобы Путин поддержал ее всецело».
Конкурирующая стратегия предложена «Столыпинским клубом» под руководством Бориса Титова. В отличие от плана Кудрина, предложения клуба, пишет американское издание, «держатся вдали от политики». Группа предлагает частично убрать систему плавающего обменного курса, смягчить монетарную политику и увеличить объемы кредитов для бизнеса.
Однако эта стратегия идет вразрез с основным стержнем политики Национального Банка, председатель которого пользуется доверием Путина, особенно после того, как «помогла стране выдержать шок от западных санкций и обвала цен на нефть».
Свой план предложил и премьер-министр Дмитрий Медведев. По мнению аналитиков, пишет Financial Times, он является самым реалистичным и гибким, но при этом наименее амбициозным из всех трех предложений.
Пока что правительство России дозировано проводит публичное обсуждение собственной стратегии, откладывая его до президентских выборов. «Но во внутренней работе кабинет, похоже, продвигается вперед. Они готовы нажать на кнопку, едва пройдут выборы», – цитирует американская газета слова неназванного экономиста.