Актуальным вопросом для украинской сборной по футболу в преддверии участия в финальном турнире Евро-2016 остается усиление состава для повышения конкурентоспособности среди прочих европейских грандов. Несмотря на очевидность вопроса – конечно, команда должна использовать все возможности для усиления, существует сразу несколько параметров, которые способны значительно ограничить выбор до минимального с одной стороны и решить непростую задачу вживления иностранцев в коллектив. С тонкостями процесса футбольной натурализации знакомит издание «Биржевой лидер».
С учетом того, что сборная Украины не так часто оказывалась ранее среди участников престижных турниров, вопрос усиления ее состава легионерами соответственно нечасто всплывал в общественном дискурсе. По сути, накануне Чемпионата мира 2006 года вопрос вообще серьезно не поднимался, а к домашнему Евро 2012 года в сборной присутствовало Два иностранных футболиста – бразилец Эдмар и серб Девич. Правда оба они на тот момент уже считались «почти украинцами», так как их пик карьеры пришелся как раз на украинский этап и игроками серьезного уровня они стали на украинской земле.
Важным моментом, который сужает возможности привлечения иностранцев ряды национальной команды остаются местные законодательные нормы для получения украинского паспорта и внутренний порядок, очерченный для таких случаев со стороны ФИФА. Как известно, в Украине нельзя иметь двойное гражданство (хотя кое-кто доказал, что можно иметь тройное). То есть, любой человек, претендующий на украинский паспорт, обязан отказаться от гражданства другой страны. Вместе с тем практика, в том числе и футбольная, показала, что многим украинцам закон не мешает просто не отказаться от другого паспорта и продолжать представляться при случае гражданином иной страны.
Если вспомнить интересные примеры подобного порядка, то был случай с немецким футболистом Романом Нойштедтером, который, казалось, реально претендовал на место в сборной Украины на основании того, что был рожден в Днепропетровске. Та история в итоге завершилась ничем, очевидно, по причине нежелания Романа отказаться от престижного немецкого паспорта, но вероятно в силу и иных, чисто спортивных моментов. Наверняка «новый украинец» рассчитывал получить гарантированное место в составе, чтобы тем самым добавить в свой карьерный список запись «игрок сборной», появившись перед камерами на престижном турнире. К слову сказать, теперь Нойштедтер претендует на место в российской сборной, пока теоретически.
Если разобраться, то правила значительно сокращают круг претендентов.
Что касается требований футбольного законодательства, то следует отметить, что во времена активного развития футбола в 30-х – 60-х годах натурализация позволила оказаться в составах ведущих европейских команд ряду очень заметных латиноамериканцев и отдельных представителей стран восточной Европы. Впрочем, в ФИФА заметили складывающиеся тенденции и ввели существенные ограничения таким процессам. Новый виток пересмотра правил натурализации произошел уже в период экономического рассвета футбола в 2000-е годы, когда с одной стороны правила ужесточили, а с другой оставили приемлемое окно для тех, кто так и не смог стать футболистом уровня сборной своей страны, но мог бы получить такую возможность за границей. Так, под ограничения смены футбольного гражданства попали те футболисты, что достигли 21-летнего возраста и играли за молодежные сборные своих стран.
Однако уже вскоре эти правила были существенно откорректированы. Поправки коснулись привязки футболистов к той стране, за которую они претендовали выступать. Это было разрешено тем, кто родился в ней или провел в качестве игрока не менее двух лет. Однако нынешние правила в целом были по данному вопросу установлены в 2008 году, когда «очевидная связь» была ужесточена Конгрессом ФИФА. Футболист может быть задействован в официальных матчах своей новой страны, если не имел опыта участия в любой сборной команды своей предыдущей страны; он сам или его родители происходят родом из страны, за которую он планирует выступать; он после 18-летия непрерывно проживал в данной стране не менее 5 лет. При этом теперь процесс натурализации стал возможен в любом возрасте.
С учетом ныне действующих правил, если с ними подходить к оценке потенциала возможного приглашения футболистов в сборную Украины, можно сразу же отбросить сразу несколько возможных претендентов, например, бразильцев из донецкого «Шахтера» - Азеведо и Марлоса и еще «динамовца» Жуниора Мораеса. Они явно не проходят по части параметров. В связи с этим на данный момент явные претенденты просматриваются только в лице защитника «Динамо» Данило Силва и полузащитника «Шахтера» Тайсона. Если говорить об их потенциале для усиления игры сборной Украины, то эти игроки в их настоящем состоянии и уровне мастерства смогли бы значительно усилить команду, как при игре в обороне, так и в атаке. Оба они уже вряд ли получат приглашение в сборную Бразилии, и факт участия следующем летом в Чемпионате Европы вполне мог бы заинтересовать их с профессиональной точки зрения.
С другой стороны - необходимо учитывать мнение тренеров сборной, ведь в итоге определять, кто появится на поле именно им. Немаловажен и аспект коллективного мнения среди игроков главной команды страны, смогут ли они принять за своих иностранцев. Так же важно общественное мнение. Часть болельщиков воспринимает идею с привлечением легионеров в состав сборной крайне негативно и, как бы кто к этому не относился, нужно учитывать все позиции.