10 июня этого года с матча Франции и Румынии начался Евро-2016. Журналисты РБК решили выяснить, насколько хорошо экономисты умеют объяснять и даже предсказывать футбольные успехи разных наций.
Еще в 2014 году издание The Washington Post обнародовало статью, где указывалось, что много сильнейших команд нашего мира представляют государства с относительно слабыми нацэкономиками: к примеру, на тот момент в Испании безработица составляла 25%, цены в Аргентине за 2013 год возросли на 28% и по прогнозам к концу того же года могли подскочить еще на целых 38%. Ставки в матче Португалии и Германии склонялись в пользу победы второй в значительно меньшей степени, нежели можно было бы ожидать, ориентируясь лишь на социальные и экономические показатели обеих стран.
Крайне коварная статистика.
Многим исследователям, к примеру Э. Бернарду и М. Бюсс в 2004 году, удалось отчетливо показать, что все социально-экономические показатели, такие, к примеру, как размер ВВП и населения, позволяют предсказывать итоги стран на Олимпиаде. Но эти модели включают в себя разные виды спорта, соответственно государства могут быть лидерами в одних и слабые результаты показывать в иных видах.
В чемпионатах, где сражаются команды в одном виде спорта, предсказывать результаты гораздо сложнее. Статанализ показывает, что ни сама стоимость команды ни зарплата тренера (как и то, является ли он иностранным гражданином или соотечественником собственных игроков) не влияют на результат, озвучил в 2014 году Д. Кауфман, научный сотрудник программы развития глобальной экономики Brookings Institution. Ни размер всего населения ни «удача» во время распределения по группам (попадание в группу с т. н. «слабыми» соперниками) на мировом чемпионате не имеют ощутимого влияния, констатировал эксперт.
Специалисты издания "Биржевой лидер" информируют о том, что в 2007 году Г. Джелэйд и П. Добсон из известного Лондонского городского университета (первый с 2008 по 2012 год выступал как консультант по статистике ФК «Челси») объяснили около 70% вариации в мировых рейтингах футбольных сборных таким набором факторов: количество играющих регулярно в футбол мужчин, продолжительность в стране футбольной традиции, благосостояние населения, последующая доля игроков, играющих за зарубежные футбольные клубы, а также климатические условия.
На значительное положительное влияние миграции именно игроков в иностранные клубы на итоги национальных футбольных сборных также указывали в 2010 году Р. Берлинши, Дж. Шоккарт и Й. Свиннен из авторитетного Университета Лювена. Для этого они выстроили индекс миграции игроков, учитывающего качество иностранных клубов, в которых сами выступают.
Как подсчитывали Джелэйд с Добсоном.
Футбольную традицию в деталях измеряли как число лет между вступлением государства в ФИФА и 2003 годом (это середина изучаемого детально авторами периода между 2000 и 2005 годами). При этом благосостояние нации выражалось именно с помощью подушевого ВВП. Согласно расчетам авторов, между 2000 и 2005 годами около 41% футболистов, которые входили в национальные сборные, представляли исключительно иностранные клубы: при этом 77% играли в более богатых государствах, чуть больше 86% — в странах с установленным более высоким рейтингом ФИФА. Сам футбольный успех государства был отражен ее показателями в рейтинге ФИФА — он учитывает итоги матчей, количество пропущенных и забитых голов, бонусные баллы за игры с явно более сильными соперниками и непосредственно выездные матчи.
Сведения о влиянии доходов государства на его футбольные успехи носят в действительности крайне противоречивый характер. Р. Хьюстон и Д. Уилсон в своей статье для издания Applied Economic Letters еще в 2002 году отчетливо показали, что само соотношение футбольного успеха и представленного национального дохода страны следует по т. н. закону убывающей отдачи: каждый новый прирост дохода на единицу при иных равных условиях приносит немного меньший прирост главных футбольных показателей. А Р. Хоффман, Л. Чу Джин и Б. Рамасами из известного Ноттингемского университета обнаружили некое квадратичное соотношение между громкими футбольными успехами страны и подушевым ВНП: до определенного уровня финдохода футбольные результаты непременно улучшаются, хотя и убывающим темпом, но вот после превышения т. н. «оптимального» уровня ВНП его последующий рост негативно сказывается на представленном футбольном рейтинге. Согласно оценкам экономистов, такой уровень составлял 21,8 тыс. долларов, что было немного ниже фактических показателей большей части западноевропейских стран именно на тот момент. В свою очередь, П. Омонди-Очиенг из Университета Луизианы в 2015 году на основе статданных о 203 национальных командах сделал вывод, что ВНП позволяет предсказать привлечение к работе с командой разных футбольных специалистов, но вот никак не итоги выступления сборной.
Согласно оценкам специалистов Brookings Institution 2014 года, наиболее значимыми оказывались вообще два фактора: само качество демократического управления государством и число фанатов, которые приехали поддержать свою команду. Качество управления, уверены авторы, отражается еще и на степени командной работы — по отношению ко многим индивидуальным характеристикам игроков.