Французская версия чемпионата Европы уже показала серьезные недостатки в организации, при том что местная полиция пока не может полностью приструнить особо активную часть болельщиков, приехавших в страну. При этом все события мгновенно обрастают мифами, что только усиливает эффект, а места для собственно футбола остается все меньше. Об этом идет речь в материале «Би-би-си», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
Спустя чуть более недели со дня старта турнира Евро-2016 стало понятно, что он войдет в историю отнюдь не за счет футбольных баталий, а благодаря событиям околофутбольным, таким как события в Марселе перед матчем Англия – Россия, а также некоторым событиям на трибунах во время этого матча. После всего произошедшего начали распространяться разговоры о том, как десять русских навели страх на сотни английских болельщиков, о том, что англичане сами умелые провокаторы, а действия французской полиции провальные. Такие разговоры идут и от непосредственных участников событий, и от тех, кто там вообще не был. Благодаря этому тиражируются не факты, а мифы, как, например, о разгромленном Марселе или серьезных потасовках в Лилле, о том, как бессильна полиция или, наоборот, излишне жестка.
С другой стороны, неоспоримы факты того, что хозяева не справились с организацией крупного турнира, потому что даже в Бразилии и в ЮАР чемпионаты мира оказались лучше организованы, чем это получается у французов с Евро-2016. Хотя необходимо учитывать, что власти страны сейчас оказались перед несколькими объективными угрозами: теракты, забастовки и даже крайне неблагоприятная погода. Организаторы стараются минимизировать все проблемы, многое у них получается, только нет ощущения «праздника футбола». Он чувствуется в отдельных местах, там, где проходят матчи, где власти попытались сосредоточить всех болельщиков, открыв фан-зоны с большими экранами, пивом и разными развлечениями. Но уже чуть в стороне ощущение праздника здорово снижается, а в некоторых городах, где турнир не проходит, непросто даже трансляцию найти в каком-либо заведении.
И вот в такой обстановке в стране появляются веселые или уж по крайней мере с настроением люди, которые приехали поддержать сборную Англии. Их много, например, на матче Англия – Уэльс, согласно информации властей Ланса, вместе с валлийцами на матче присутствовало более 31 тысячи болельщиков, а в местной фан-зоне было еще около 7 тысяч. И вся эта масса людей привыкла постоянно петь песни, скандировать «кричалки», водить хороводы, вешать повсюду британские флаги и постоянно пить пиво. И для всего этого им не нужны особые условия - туда, где остановилась одна группа, быстро стекаются другие, и толпа, как правило, быстро растет, поскольку многие пребывают в движении от бара к бару. Именно такие шумные толпы и создают ощущение футбольного праздника.
Однако в этой идиллии случается увидеть и другую сторону. Ведь если долго пить пиво, то рано или поздно непременно напьешься, что приводит порой к недоразумениям. Они часто вырастают из шуток, перебранок и перебрасывания предметами, масса которых постепенно растет, поэтому веселье порой перерастает в конфликты.
В таких случаях свое слово должна говорить полиция, которая должна ограждать от потенциальной опасности граждан. Французская полиция показала, что готова без промедления демонстрировать силу и применять слезоточивый газ, что, впрочем, часто ведет только к усилению агрессии среди разгоряченных людей. Впрочем, и полиция явно не занимается задержаниями особо буйных и не оцепляет кварталы, опасные толпы болельщиков просто рассеивают, сгоняя с места.
Однако многое случилось не так в день матча англичан с россиянами. В тот день русских в Марселе стало ощутимо больше, впрочем, большинство были явно не хулиганы, они, в том числе и семьями, сидели в ресторанах, ожидая вечернего матча. Другое дело, когда в городе появилась небольшая группа российских молодчиков, крепких физически, которая начала нападать на группы английских фанатов, обращая их в бегство, поскольку даже после пива многие из них не желали физических контактов. Полиция, как и в других местах, в конфликты не вмешивалась, за что в последствие получила волну критики. Она предпочитала ограждать от конфликтов мирное население, а подвыпивших англичан спасать не спешила. В результате рядовые граждане фактически не пострадали, особых разрушений в городе тоже не произошло, однако были сделаны выводы из ситуации на стадионе, где отличились российские хулиганы.
Уже со следующего дня начались задержания особо отличившихся россиян, поэтому к следующему матчу в Лилле уже ничего такого, что было в Марселе, не было. Троих россиян успели осудить за насилие на 1,5-2 года, а пару десятков подготовили к выдворению из страны. К тому же власти запретили продажу спиртного перед матчем в магазинах – только в барах, и пластиковую посуду. В Лилле, где вновь пересеклись русские и английские болельщики, уже массовых стычек не было. Полиция лишь несколько раз применила слезоточивый газ и водяную пушку против потенциально опасных групп, но по-прежнему сильно не вмешивалась в болельщицкое веселье, пока ночью ситуация и вовсе не стихла. Что касается соседнего Ланса, куда направлялись англичане на матч, то там вообще все прошло спокойно.