Майрбеком Вачагаевым, бывшим специальным представителем чеченского президента в Москве, поведано корреспонденту «Фокуса», по каким причинам чеченцы не будут выполнять приказы Рамзана Кадырова о стрельбе по приехавшим в Чечню российским силовикам. Об этом 27 апреля информирует «Биржевой лидер».
Удержит ли Рамзан власть в результате конфликта с Министерством внутренних дел России?
С окончанием спецоперации в чеченской столице ставропольских и федеральных сотрудников МВД, в ходе которой убили чеченца Джамбулата Дадаева, Рамзаном Кадыровым сделано, пожалуй, одно из самых громких заявлений за последние недели.
Нынешний глава Чечни заявил, что с его властью обязаны считаться, поручив стрелять по работникам правоохранительных федеральных органов на поражение в ситуации, когда действуют те на территории подчиненной ему республики без его президентского ведома. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что кадыровское требование стрельбы на поражение в представителей силовых структур из иных регионов Российской Федерации в случае несогласования своих действий с руководством горной республики есть заявкой на военно-политическую самостоятельность.
Ранее Кадыров также во время выступлений по национальному чеченскому телевидению озвучивал заявления, не вписывающиеся никак в Конституцию России.
Здесь, по мнению Майрбека Вачагаева, другое важно. Рамзана шокировал сам факт, что спецоперацию провели без какого-либо согласования с его персоной. Он даже наверняка не подозревал, что могут его проигнорировать. Ведь это не Кабардино-Балкария или Дагестан. В Чечне иная ситуация. За развитием событий в ней Майрбек пристально наблюдает уже десяток лет и может с уверенностью заявить, что использование силовых структур в обход Рамзана уникально. Такого раньше не было, он поэтому и взбешен.
Приказы об отстрелах неместных и заезжих силовиков не будут, со слов Вачагаева, выполняться, поскольку деятели республиканского МВД Чечни прекрасно осознают, что они не Кадырову подчиняются. В отличие от того же Дагестана или Осетии, где министра внутренних дел назначала всегда Москва без согласования с лидерами этих регионов, Чеченская республика была и есть исключением. Здесь уже ею предлагается своя кандидатура руководителя МВД, и после этого данный человек утверждается Москвой. Однако такой даже министр понимает отлично, что вместе со своими подчиненными работает в структурах МВД РФ, и вести стрельбу они по коллегам из иных регионов не станут.
Кадыров не был поставлен в известность о спецоперации, вероятно, в силу многих факторов, включая и убийство оппозиционного политика Немцова. Вачагаев напоминает, что подозреваемые в расстреле оппозиционера – чеченцы, служившие в рядах особого батальона «Север». Это структура специфическая, создававшаяся в 2006 году лично Кадыровым. Она есть его детищем, и ее люди полностью подконтрольны ему и готовы исполнить всякий кадыровский приказ. И вот сейчас, когда по уголовному делу об уничтожении Немцова Рамзан разрешил допрашивать некоторых из его служак, включая командира «Севера» Делимханова, явно что-то произошло, что сильно Москву насторожило. Но что же именно – неясно пока, поскольку нет кремлевской реакции. Была только публичная информация Министерства внутренних дел, ставшая первым реагированием Москвы в адрес Рамзана. Она, согласитесь, очень сдержанная. Чеченскому президенту заметили лишь, что такие его заявления вряд ли допустимы.
Загвоздка вся в том, что скажет президент Российской Федерации Владимир Путин. Все знают, что есть МВД РФ. Люди из него не посмеют никогда рот даже раскрыть, если не будет на это санкции Владимира Путина и его президентской администрации. Согласно предположению Вачагаева, надлежит ожидать каких-либо новых московских действий по отношению к Грозному. Майрбек не допускает, что Рамзана могут сейчас снять. Однако опять же, зная Российскую Федерацию, никогда нельзя предугадать, когда и кого снимут. Там нет какой-то логики. Человека обычно снимают не за то, что в данный момент произошло, а из-за того, что провинился он, скажем, шесть месяцев или год тому назад.
Поэтому говорить сегодня о том, что трон Рамзана Кадырова зашатался, Майрбек Вачагаев не стал бы. Все-таки первый пребывает по-прежнему в доверительных и очень хороших отношениях с Путиным. И пока последний молчит, какие-либо выводы или предположения делать рано. Если появилась бы какая-то негативная реакция хоть от путинского пресс-секретаря Пескова, то тогда было бы можно говорить о чем-то. Но и таковой пока нет.
Последняя же публичная информация МВД РФ по адресу Грозного, которое, как известно, не пикнет без отмашек из Кремля, сделана, конечно же, сознательно. Здесь преследуется цель приструнить немного Рамзана. Уж слишком шума много вокруг имени его в последние месяцы. Правозащитники и журналисты пишут и кричат о нем, реакция на чеченского лидера Кадырова очень за границей тоже негативная. Кремль же реальным образом обеспокоен таким положением дел, поэтому хочет припугнуть Рамзана и сделать его более сговорчивым и покладистым. Однако это пока лишь сигнал отдельный, и о чем-то более существенном Вачагаев говорить пока бы не стал.