Глава Чечни Рамзан Кадыров является самым медийным региональным лидером в Российской Федерации. Практически каждое его высказывание, как правило, обеспечивает себе одно из мест в первой десятки новостей дня. Однако, несмотря на неоднозначность некоторых заявлений Кадырова, он отстаивает свою точку зрения по главным проблемам жизни республики. В беседе с журналистами издания «Интерфакс» Кадыров рассказал о взаимоотношениях республики с федеральным центром.
Чеченская Республика зарабатывает сама.
Следует отметить, что в течение последних нескольких лет в Чечне произошел ряд существенных изменений. «Я постоянно слышу упрек, что все это делалось за счет федеральных субсидий. Я хочу заявить, что субсидии нам выделяются такие же, как и другим регионам - не меньше и не больше. Целевая программа поддержки нашей республики была утверждена в сумме 130 миллиардов рублей. Из этой суммы мы получили лишь около 70 миллиардов. И это с учетом того, что республика была сильно разрушена за время военных действий. Даже хорошо обеспеченные регионы получают из федерального центра намного большую помощь, но почему-то все говорят только о Чечне. Наши недруги желают выставить нас в нехорошем свете. Про нас снимают сюжеты, что якобы все налоги идут в Чечню, а там пропадают. Все это ложь. Просто есть люди, которые не в восторге от того, что существует такая республика, где 97 процентов населения идет за руководством государства. Получается, воруешь - виноват, и не воруешь - тоже виноват. Моя вина только в том, что мы работаем, а не воруем», - отметил Кадыров.
Экономический рост.
Чеченский лидер подчеркнул, что республика больше зарабатывает сама. В отдельных отраслях экономики, согласно его словам, прирост достигает почти 100 процентов. «По темпам роста Чечня входит в лидирующую пятерку. Мы открываем фабрики и заводы, повышаем собираемость налогов. Естественно, проблем у нас тоже немало. Например, крупные банки России, которые вроде бы как должны помогать регионам, кредитов нам не дают. При том что именно наши проекты самые перспективные: они рентабельные, прозрачные, инвесторам предоставляются гарантии безопасности их средств. Приходится бегать, плакаться, просить, как будто для собственных нужд. Начинаются разговоры, что я много возомнил о себе, кому-то объявил войну. Однако суть не в этом. Суть в том, что если мне доверили регион, то это значит, что я отвечаю за него и за благополучие его жителей», - отмечает лидер Чечни.
Он подчеркнул, что Чечня имеет иностранные инвестиции. «Например, сейчас мы договариваемся с Объединенными Арабскими Эмиратами по поводу оказания поддержки среднему и малому бизнесу. Наши начинающие бизнесмены будут получать гранты, сумма которых - от 50 тысяч долларов. Мы пытаемся работать с разными партнерами. Были у нас хорошие отношения с Западной Европой и Израилем, однако из-за санкций все остановилось. Сейчас мы вынуждены входить через другие двери, чтобы не допустить оттока инвестиций. И в текущий момент в республике в стадии реализации много проектов, в которых принимают участие как российские, так и иностранные инвесторы. Они дадут республике значительные поступления в бюджет и тысячи рабочих мест», - отметил он.
По словам Кадырова, нефтедобыча в настоящее время сократилась до 600 тысяч тонн, и доход Чечни от «черного золота» сегодня - ноль с минусом. «Нет новых скважин, на геологоразведку выделяются копейки, а все налоги от действующих уходят в Москву. То же касается и строительства нефтеперерабатывающего завода. Нефти у нас достаточно много. Старейшины говорят, что не меньше, нежели в Саудовской Аравии», - сказал Кадыров.
«Я всегда говорил о том, что глав регионов надо выбирать прямым голосованием. Мы выбираем муниципалитеты, депутатов, так почему к руководителям субъектов такое недоверие? А в итоге получается, что в регионах властью порой наделяют таких людей, у которых совсем нет авторитета, и которых поддерживает всего 3-4 процента граждан. Как народ может доверять такому руководителю? Если бы я на выборах набрал бы меньше 90 процентов, то я бы никогда в это кресло не сел! Если люди не поддерживают, тогда зачем протирать брюки?» - отметил он.
На вопрос о том, присутствуют ли в республике различные политические силы, чеченский лидер отметил: «В нашей республике есть все партии - парламентские, непарламентские, религиозные, общественные, политические организации. Они могут говорить все, что посчитают нужным. Я, выступая по телевидению, прошу: смело можете меня критиковать, ведь не может так быть, чтобы было все хорошо. Это непривычно звучит? Все думают, что перечить лидеру Чечни нельзя и что нельзя его критиковать. Однако это все выдумки. Кому я не разрешаю работать и служить своему народу? Я являюсь врагом тех, кто ворует, кто убивает. Для себя лично я не хочу ничего, я работаю исключительно для региона и для республики, и моя судьба связана с чеченским народом и с Российской Федерацией в целом», - отмечает чеченский лидер.
«Что бы ни говорили, у нас никого не пытают и не похищают. Чечня на сегодняшний день является самым спокойным регионом. Это признает даже Европа», - подытожил Рамзан Кадыров. Также он отметил, что у него нет федеральных амбиций: «Я не намерен работать ни в Совете Федерации, ни в правительстве, ни в Администрации президента, ни в Госдуме. Все это не мое. Я хочу тут закончить мою работу».