Международная кризисная группа (ICG) считает, что в Чечне нарастает конфликтный потенциал во всех сферах жизнедеятельности республики – в политике, экономике, социальной и религиозной жизни. Об этом говорится в докладе «Чечня: внутреннее зарубежье» этой международной организации.
Симптоматично, что ICG обратилась к анализу ситуации в Чечне впервые с 2006 года. В нынешнем отчете, основанном на полевых исследованиях и аналитике наблюдателей организации, много лет работающих в регионе, дается комплексная оценка сегодняшней ситуации в этой северокавказской республике.
«Нынешняя хрупкая стабильность в Чечне существует исключительно благодаря личным отношениям российского президента Владимира Путина и главы ЧР Рамзана Кадырова», - констатируется в докладе. Если в Кремле произойдут изменения, то выявится целая гроздь конфликтов: Чечня как «государство в государство» без поддержки правителя Кремля создаст для Москвы большие проблемы, без поддержки из Кремля Чечня станет эпицентром сразу нескольких конфликтов на Северном Кавказе, что дестабилизирует ситуацию на всем юге Российской Федерации, и т. д. В республике процветает культ личности Кадырова, что вызывает недовольство мусульман-салафитов.
Хотя война в Чечне давно закончилась, политического примирения противоборствовавших сил так и не произошло – как между чеченцами и русскими, так и между чеченскими кланами. Все силовые структуры подобраны лично Кадыровым и выстроены под него, что вызывает серьезное недовольство федеральных спецслужб. В ICG не исключают, что за расследованием убийства российского оппозиционера Бориса Немцова стоят федеральные силовики, которые давно мечтают поквитаться с Кадыровым и его окружением.
Экономика Чечни чуть ли не полностью зависит от дотаций из госбюджета, а при слабом контроле со стороны центра это создает идеальные условия для масштабной коррупции. Более того, в последнее время фиксируются массовые поборы приближенными Кадырова не только с местных бизнесменов, но и бюджетников.
Особую тревогу вызывает идеология, проповедуемая в Чечне. Она представляет собой гремучую смесь русского патриотизма, российского империализма, путинизма, чеченского национализма и исламского суфизма. В республике фактически запрещено обсуждение принудительной депортации чеченцев, проведенной Сталиным, что вызывает скрытое недовольство в пострадавших от геноцида семьях.