В России и особенно в Чечне любят говорить о том, что благодаря личным связям Рамзан Кадыров смог найти на арабском Востоке инвесторов для своей республики – единственного региона на Северном Кавказе, который заинтересовал иностранных финансовых спонсоров.
Но зачем иностранцам вкладываться в дотационный регион РФ, который существует исключительно благодаря ежегодным финансовым вливаниям из Москвы, за счет которых формируется 80 процентов бюджета республики? Ведь даже родные российские инвесторы обходят Чечню дальней стороной. В этом вопросе попробовали разобраться корреспонденты Би-би-си.
В принципе, дотаций из Центра достаточно для социальных потребностей Чечни. А крупный российский бизнес пока не готов инвестировать в Северный Кавказ. Эксперт по Кавказу из Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская отметила: «Инвестиционная привлекательность Чечни очень низка – все понимают, какого качества там режим».
Но Кадырову нужны масштабные строительные проекты. Вот и приходится ему лично мотаться по мусульманским странам, в первую очередь Ближнего Востока, чтобы заполучить необходимые средства.
О многомиллионных инвестициях из-за рубежа в Чечню говорят многие – чаще всех лидер республики Кадыров, его пресс-секретарь, московские сенаторы от Чечни, члены правительства северокавказской республики. «Рамзан Ахматович имеет исключительно теплые, братские, просто исключительно хорошие отношения с первыми лицами ближневосточных стран», – подчеркивает его пресс-секретарь Альви Каримов. И поэтому, мол, после личных встреч шейхи готовы вкладывать десятки миллионов долларов в Чечню.
После каждого такого закордонного вояжа Кадыров выкладывает в своем аккаунте в любимом Instagram впечатляющие итоги своих визитов. Так, в этом году инвесторы из ОАЭ, Саудовской Аравии и Бахрейна якобы должны вложить десятки миллионов долларов в торговый центр «Грозный Молл», «Ахмат-Тауэр» и отель Canvas в Грозном.
Но вот незадача: на запрос Би-би-си в министерстве экономического развития Чечни назвали только 2 проекта с участием инвесторов с Ближнего Востока – отель Canvas и Международный университет в Грозном. Оба проекта строятся за деньги ОАЭ, и на вопрос британских корреспондентов, зачем они спонсируют масштабное строительство в дотационной республики, предпочли отмолчаться.
А вот для самого претензионного проекта – 102-этажной башни «Ахмат-Тауэр», которая должна стать самым высоким небоскребом в Европе, спонсоров до сих пор не нашли, хотя капсулу под будущее грандиозное сооружение торжественно заложили еще в 2013 году. Оно и понятно, ведь первоначальная смета строительства – 1 млрд. долларов (с учетом российского воровства смета наверняка увеличится в 1,5-2 раза), а инвесторы – не благодетели, им нужно отбить вложенные деньги.
И еще один момент. Восток – дело тонкое, там нужно уметь лавировать, чтобы никого не обидеть. А Кадыров в России привык говорить все, что вздумается. Вот и летом прошлого года Чечня чуть не потеряла самого богатого арабского спонсора – Саудовскую Аравию. Дело было так. На исламской конференции, которая проходила в Грозном, была принята фетва, в которой последователей салафизма (течение в исламе – Ред.) назвали «опасными сектантами». А ведь любой посвященный в дела арабского Востока знает, что этой идеологии придерживаются саудиты). После этого король Саудовской Аравии принял у себя лидера Ингушетии Евкурова, а с Кадыровым, который прилетел следом, встречаться не стал – отправил вместо себя одного из принцев. Пришлось Кадырову обивать пороги апартаментов короля Салмана, когда тот в октябре побывал в Москве для встречи с Путиным. Только на второй король проявил милость и принял Кадырова.
Но вот о финансовой помощи саудитов после той встречи ни Эр-Рияд, ни лидер Чечни ничего так и не сообщили.