Горячие Новости

Облако тегов

Станет ли шариатский суд нормой закона в ЕС, США и России?

Станет ли шариатский суд нормой закона в ЕС, США и России?

Новости России. Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и влиятельных СМИ этих стран. Количество мусульман во всех этих странах устойчиво растет из года в год, поэтому не случайно политики уже всерьез обсуждают вопрос о возможностях сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира.

Что такое шариатский суд? Где и когда его нормы и правила де факто уже применяется многие годы в странах ЕС и США? Как изменится мир, если они будут законодательно закреплены в Европе, Америке и России?

Что же такое шариат и почему это слово наводит ужас в преимущественно христианской Европе?

Шариат опирается на Коран и фикх, а также включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения, пояснили эксперты землячества Турции Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:
■ шариат. Значение арабского слова "аш-шариа" переводится как "источник, фундаментальные основы веры". Это слово в значении «прямой путь» или «источник веры» встречается уже в первой суре священной книги Коран, которая носит название «аль-Фатиха». В более широком смысле, шариат - это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина. Шариат основан на положениях, содержащихся в Коране и Сунне. Он включает в себя элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы, установленные в исламском обществе;
■ фикх. На основе шариата формулируются конкретные нормы фикха, регламентирующие правоотношения в различных сферах – от семьи до государства и экономики. Он, помимо Корана и Сунны, может также основываться на согласованном мнении наиболее авторитетных мусульманских ученых, а также на суждении известных правоведов о прецеденте. Также он может в себя включать элементы традиционных правовых обычаев некоторых народов. Таким образом, фикх включает в себя всю практику исламского судопроизводства, которая так часто шокирует западного обывателя.
■ цели шариата. Главная задача шариата – это защита:
- человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;
- религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;
- права человека на собственную точку зрения;
- имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.
- семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.
Четкое следование приверженца ислама пяти целям религиозного закона означает лучший способ выразить свое благоговение перед Аллахом.
■ система запретов и наказаний. Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:
- обязательные, строго предписанные обязанности;
- обязанности, очень близкие к строго предписанным;
- желательные действия;
- действия, которые совершаются лишь изредка;
- нейтральные действия;
- нежелательные действия;
- действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;
- строго запрещённые действия.

Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:
- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);
- побиение камнями за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины;
- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ;
- 80 ударов плетью за ложное обвинение;
- отсечение руки за воровство;
- смертная казнь за вероотступничество.

Где в современном мире существует главенство шариатского суда?

До XIX в. шариатские суды занимали основное место в правовых системах мусульманских стран. С середины XIX в. в большинстве этих государств были образованы светские суды, которые начали применять законодательство европейского образца:
■ роль шариатского суда в жизни мусульманина. Постепенно роль шариатских судов начала уменьшаться и свелась исключительно к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. До революции 1917 года шариатские суды действовали и в мусульманских регионах Российской империи, но они могли применять только те нормы, которые не противоречили действующему законодательству. После 1917 года кое-где (например, на Северном Кавказе) были восстановлены шариатские суды, но в 1920 годах большевики их полностью ликвидировали;
■ шариатские суды в наши дни. Шариат является главной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании он используется наравне с другими правовыми нормами. В ряде регионов Бангладеш, Нигерии, Судана и Сомали также практикуется шариат. На уровне семейных отношений нормами исламского права вполне официально руководствуются в Марокко, Алжире, Индонезии и на Филиппинах.


Шариатские суды в Европе: резонансные высказывания, слухи, предположения

На практике в Европе уже многие годы рассматриваются многие судебные иски между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества применяется так называемое международное гражданское право. И если речь идет о гражданах Ирана или Саудовской Аравии (где в ходу шариат), то суд в Германии учитывает в отношении их иранское или саудовское законодательство, прибегая, таким образом, к шариату.
■ Германия. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф в интервью, данному агентству Berliner Zeitung, предложил разрешить в Германии суды шариата. Он считает, что можно применять исламские нормы в спорах, касающихся денежных и семейных отношений. Уголовные преступления он предложил исключить из ведения судов шариата. «Каменный век мы терпеть не будем. Побивание камнями противоречит правам человека» - пояснил свою позицию министр. Его высказывание сразу же вызвало широкую дискуссию в немецком политикуме. Министр юстиции федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан подчеркнул, что правосудием в Германии занимаются немецкие суды и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. А один из высокопоставленных представителей блока христианских партий ХДС/ХСС высказался за то, что введение отдельных судов для мусульман поможет их интеграции в германское общество;
■ Великобритания. Фактически так же дело обстоит и в Объединенном Королевстве, где минимум с 1982 года местные суды вынуждены учитывать нормы шариата в имущественных спорах иммигрантов. В прошлом году духовный глава англиканской церкви епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предположил неизбежность введения в Великобритании некоторых норм шариата,в частности в бракоразводных процессах мусульман и решении финансовых споров.Епископ Кентерберийский объясняет свое высказывание тем, что мусульман Великобритании нужно избавить от выбора или быть лояльным своей стране, или своей вере;
■ в Англии шариатские суды, по сути, играют роль третейских судов. Так если между двумя мусульманами возникает имущественный спор, они могут по обоюдному согласию обратиться не к светскому судье, а к местному имаму. Точно так же уже более века в Британии действует иудейский суд, но пока никто не поднимал панику по поводу наступления еврейской культуры на старую-добрую Англию;
■ Нидерланды. В Голландии судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречие с законами страны;
Бельгия. В Бельгии осенью прошлого года тоже открылся первый шариатский суд – пока он рассматривает лишь гражданские дела;
■ США. В американском штате Оклахома судам разрешили учитывать при вынесении решений нормы шариата;
■ Российская Федерация. 24 апреля 2012г. в интервью телеканалу РЕН ТВ адвокат Дагир Хасавов заявил о необходимости введения в России шариатских судов. Он сказал, что "мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему", что они будут устанавливать свои правила, а "любые попытки это остановить обольются кровью". Высказывание юриста имело мощнейший резонанс, официальные мусульманские организации сразу же постарались дистанцироваться от него. Высокопоставленные духовные лица заявили, что в муллы и так помогают мусульманам разбираться в вопросах, связанных с религией, семьей и наследством, и что исламский суд уже представлен в России религиозными судьями (кадиями), решения которых носят чисто рекомендательный характер и не противоречат светскому суду. Сам же адвокат вынужден был объяснять свои слова, сказав, что его не так поняли.

Однако, вскоре в интервью «Русской службе новостей» председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины». Его поддержал Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, считающий, что шариатские суды вполне допустимы в России в качестве третейских судов. Естественно, все это привело к очень оживленной дискуссии.

Как видим, в Европе и России все происходит примерно по одному и тому же сценарию, когда значение вполне привычного и давно интегрированного в общественную жизнь явления вдруг многократно преувеличивается. Тут же возникает новый информационный повод, возможности для спекуляций и скандалов и, как следствие, для приобретения политических очков. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что в данном случае затрагивается одна из самых болезненных и взрывоопасных тем – религиозная.

Шариатский суд: что можно, а что нельзя мусульманам трейдерам во всем мире?

Исходя из особенностей в каждой стране, и строят свою деятельность брокеры и диллинговые центры. Например, в Малайзии, небольшой восточноазиатской стране с населением всего в 30 млн. человек, Национальный совет по исламу обнародовал фетву (решение по вопросу соответствия каких-либо сторон жизни человека и общества канонам ислама), в которой торговля на международном валютном рынке (Форекс-рынке) объявлена противоречащей шариату. Глава совета доктор Абдул Шукор Хусин пояснил, что в самом механизме международного валютного рынка заложена возможность спекуляций, что противоречит законам ислама. Лично у доктора А. Хусина вызывают настороженность еще два факта, тесно связанные с Форекс-рынком: слишком много вариантов торговли, часть которых явно противоречат исламу, а другая часть просто сомнительна, а также то, что на валютном рынке торговля идет через Интернет (подробнее Ислам: в чем особенности брокерских услуг Forex в мусульманских странах?).

Форекс брокеры нашли выход из даной ситуации, предлагая своим трейдерам исламские счета Форекс, так называемые счета Swap-free, согласно которым проценты за перенос позиций не платятся. Так что, мусульмане могут торговать валютами легко и без всякого беспокойства относительно нарушения законов шариата. Как правило, эти счета предлагаются только для мусульман, чтобы свести к минимуму злоупотребления на замене счетов. Есть небольшой недостаток в том, что большинство брокеров берут плату за эту услугу, чтобы заменить доходы, которые они могут потерять при наличии замены бесплатных аккаунтов, объяснил представитель компании Manors Group Broker, которая входит в ведущий рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V.

Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров форекс: как вы думаете, существует ли реальная возможность учреждения шариатских судов за пределами исламского мира?
· да, ислам распространяется по миру, нужно уважать нормы и правила религиозных концессий;
· нет, введение шариатского суда за пределами стран ислама обострит межнациональные и межрелигиозные взаимоотношения граждан;
· нормы ислама и так де-факто действуют во всех странах мира.
 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Компьютерная игра (видеоигра)
Компьютерная игра (видеоигра)
Кыргызстан
Республика Кыргызстан
24 апреля
24 апреля
23 июля
23 июля
Сирия
Сирийская Арабская республика
Acer Group
Acer Group