ФСФР России объявила войну манипулированию на рынке, но пока, по словам руководителя службы Дмитрия Панкина, статистика по подобным делам является скромной и насчитывает 16 фактов манипулирования ценами на российских рынках. Что становится препятствием для борьбы с подобными правонарушениями и чем объясняет ФСФР временные неудачи по возбуждению уголовных дел, разбирались аналитики раздела «Новости России» журнала «Биржевой лидер».
Препятствия в работе не помешали ФСФР возбудить уголовное дело
В первую очередь, следует признать, что мероприятие по борьбе с манипулированием на рынке является затратным. Руководитель ФСФР Дмитрий Панкин отмечает еще несколько факторов, которые становятся преградой для наказания правонарушителей:
- для выявления манипулирования нужно проводить кропотливый анализ подозрительных сделок, что занимает немалое количество времени и заметно тормозит процесс.
- понятие манипулирования в Уголовном кодексе и на рынке сильно отличается. Несмотря на очевидные признаки правонарушения, которые вызывают оживленный отклик инвесторов, зачастую оно не может рассматриваться как манипулирование с точки зрения законодательства.
- уголовное дело возбуждается только в том случае, если ущерб составляет не менее 1 миллиона рублей.
Данные факторы являются причиной укрытия явных правонарушителей от закона, однако, некоторые манипуляторы уже ожидают наказания. Речь идет о первом уголовном деле за манипулирование стоимостью ценных бумаг на фондовом рынке, в котором обвиняют татарскую компанию «Татбенто».
Как писал «Биржевой лидер» вчера (Впервые в РФ открыто дело за манипулирование ценами на фондовом рынке), группа лиц во главе с руководителем ОАО «Татбенто» Рустамом Камаловым, обвиняются в получении дохода - 16 миллионов рублей в результате незаконной деятельности. Так, в ноябре 2010 года на торгах ММВБ стоимость ценных бумаг взлетела с 85 до 390 рублей.
Аналитики раздела «Новости России» журнала «Биржевой лидер» полагают, что на примере данного дела ФСФР удастся отработать схему расследования манипулирования рынка.
По данным службы, в среднем в день проводится проверка 3-5 фактов на предмет выявления возможного манипулирования и незаконного использования инсайдерской информации. Также, сотрудники ФСФР ежедневно проверяют 1-2 факта необоснованного увеличения активности торговли ценными бумагами. В целом более углубленные исследования правонарушений проводятся в 10-12 случаях в неделю.
Проверки нарушений закона служба начинает по разным причинам:
- если появляется информация об отклонениях цены акций.
- по жалобам брокеров.
- заявления СМИ и других структур.
Отметим, что проверка по делу «Татбенто» началась именно с подачи одного из брокеров, который заподозрил компанию в манипулировании ценой акций.
Незнание закона об инсайде не освобождает от ответственности
Закон об инсайде, в частности о манипулировании рынка (статья 185.3 УК РФ), вступил в силу полтора года назад, но, по словам Дмитрия Панкина, не все участники рынка на данный момент знакомы с его нормами. Или изображают незнание, добавляют эксперты.
Руководитель ФСФР говорит, что часто сотрудникам приходится проводить разъяснительную работу по поводу полномочий и норм службы во время проведения проверок по инсайду и манипулированию.
Иногда служба получает «необоснованные» отказы по предоставлению информации от компаний, зачастую – от операторов связи и интернет-провайдеров. Такую ситуацию Панкин связывает со сравнительно недавним вступлением закона в силу и его новизной. Тем не менее, это не помешало ФСФР в мае текущего года наложить штраф суммой в 500 000 рублей за непредоставление информации на ООО «Интернет - хостинг».
По мнению Дмитрия Панкина, проверки дисциплинируют участников рынка, но некоторые компании утверждают, что на данном этапе они проходят достаточно сумбурно, что подтверждает отсутствие опыта службы и неготовность противостоять манипулированию на данном этапе.
Эксперты говорят, что у ФСФР есть все шансы успешной борьбы с манипулированием рынка и неправомерным использованием инсайдерской информации, но для этого следует отработать схему проверок и расследований.
Сама служба винит в препятствиях наказаний правонарушителей проблемы в применении закона, и признает, что для внесения в него изменений и более продуктивной работы следует накопить достаточный опыт.