Ассоциация профсоюзов Гвинеи потребовала от правительства страны признать недействительной шестилетнюю сделку боксито – глиноземельного комплекса Friguia и российского алюминиевого холдинга ОК «Русал». Рабочие западноафриканского государства объявили забастовку, а полноправный владелец завода – «Русал» оказался под угрозой лишения законно приватизированной собственности.
Что послужило причиной громкого противостояния и как отреагируют на обращение рабочих власти Гвинеи, разбирались аналитики раздела «Новости России» журнала «Биржевой лидер».
Friguia пытаются вернуть в госсобственность второй раз
«Русал» начал работу на территории Гвинеи в 2002 году, а в 2006 приобрел бокситный завод Friguia. Цена сделки составила 19 миллионов долларов, но в сентябре 2009 года гвинейское правительство пришло к выводу, что продешевило. Гвинейская военная хунта оценила Friguia в 257 миллионов долларов, а суд Республики обязал российский холдинг вернуть комплекс в собственность государства. Также местные власти обвинили «Русал» в неуплате налогов и роялти.
Тогда российской компании удалось выиграть дело и, по решению апелляционного суда, она осталась владельцем гвинейского завода.
На этот раз история повторилась: налоговые претензии суммой в несколько миллионов долларов, повышение стоимости Friguia и требования работников, которые бастуют с апреля текущего года, повысить минимальную заработную плату до 400 долларов и ввести социальные обязательства со стороны работодателя.
В том числе, «Русалу» выдвинута претензия по поводу того, что завод под его руководством работает не в полную силу, так, в прошлом году предприятие выпустило всего 0,36 процентов всего алюминия (15 тысяч тонн металла).
После забастовки рабочих в 2010 году «Русалу» действительно пришлось сократить производство до 40 процентов от всей его мощности, а новый Горный кодекс, принятый гвинейскими властями в 2011 году повысил налоговые нагрузки на компании: пошлина на бокситы составила 8 процентов.
Тем не менее, по данным компании, Friguia выпускает 618 тысяч тонн глинозема и 2,1 миллион тонн бокситов в год, а к 2013 году планирует увеличить производство до 800 тысяч тонн глинозема.
Руководство «Русала», во главе с генеральным директором Олегом Дерипаской считают такие требования профсоюзов незаконными и готовы отстаивать свои права в международных юридических инстанциях. Также, алюминиевая компания рассчитает на грамотные действия правительства Гвинеи, которые будут проведены согласно законам государства и принципам международного права.
Следует отметить, что забастовки работников Friguia – привычное дело для владельцев завода. Так, работа останавливалась в апреле 2010 года, и в апреле 2011. Апрельские забастовки (по всей видимости «традиционные») в этом году вызвали бурную реакцию российского МИД, которое обвинило рабочих в противоправных действиях и обратилось к правительству Гвинеи с призывом принять срочные меры по пресечению захвата предприятия и привлечь правонарушителей к судебной и административной ответственности, чтобы как можно быстрее возобновить работу завода.
Представители российского МИД констатировали факт, из которого следовало, что Фрия оказался на грани гуманитарной катастрофы, ведь водоснабжение и подача электроэнергии города полностью зависит от завода.
«Русал» обрастает скандалами за рубежом
Показательно, что алюминиевая империя Олега Дерипаски терпит поражение за рубежом не впервые.
Так, власти Черногории планируют забрать у «Русала» алюминиевый завод, правительство Нигерии пересматривает итоги приватизации российской компанией завода Alscon, а Украина в марте текущего года вернула в госсобственность пакет акций Запорожского алюминиевого комбината, которые десять лет назад получил «Русал».
На данный момент «Русал» борется с забастовкой гвинейских рабочих и надеется в очередной раз разрешить проблему выгодным образом для себя. Эксперты говорят о возможном двойственном исходе конфликта: с одной стороны, требование правительства Гвинеи доплаты от «Русала» за сделку шестилетней давности не является законным. С другой – многочисленные конфликты на этот раз могут сыграть не в пользу алюминиевой империи, а окрыленные достижениями Нигерии и Украины местные власти все же добьются защиты гвинейских работников.