Начало европейского антимонопольного расследования по поводу использования доминирующих позиций на рынке компанией «Газпром» может стоить ей 10 процентов от годового оборота (около 10 миллиардов евро). Это произойдет в том случае, если представители Еврокомиссии смогут доказать ряд нарушений.
ЕС обвиняет «Газпром» сразу в трех нарушениях антимонопольного законодательства:
- разделение рынков газа, которое препятствовало свободным поставкам в страны – члены ЕС.
- препятствие диверсификации поставок газа.
- несправедливые цены для клиентов компании.
Следует отметить, что поставки газа в странах, которые ощутили на себе недобросовестную конкуренцию со стороны «Газпрома» (Польша, Латвия, Испания, Литва, Чехия, Болгария, Венгрия и Словакия), составляют две трети, поэтому государства находятся в зависимости от российской компании.
По оценкам экспертов, основные импортеры – страны Центральной и Восточной Европы – в 2011 году потребили примерно 36 миллиардов кубометров российского газа, согласно отчетности «Газпрома», средняя цена поставок за рубеж составляла 310 долларов за одну тысячу кубометров. Если Еврокомиссия обнаружит какие-либо нарушения, то штрафа, согласно европейским правилам, концерну не избежать.
ЕС уже начал расследование по делу «Газпрома», но утверждает, что это вовсе не является свидетельством торговой войны с Россией. Сколько времени займет разбирательство также неизвестно.
Тем временем, в «Газпроме» заявляют, что не получали от Еврокомиссии официального уведомления о начале антимонопольного расследования.
Представители компании дали комментарий по поводу сложившейся ситуации, в котором говорится о стандартном ценообразовании на газ, которое идентично другим производителям и экспортерам. Также «Газпром» выражает надежду на то, что в ходе расследования законные интересы и права компании будут соблюдены в соответствии международного права.
Следует отметить, что конфликт между российским концерном и ЕС начался пять лет назад – в 2007 году – когда Еврокомиссия представила новое европейское законодательство, согласно которому европейский рынок газа должен быть либерализован путем обязательного разделения собственников транспортной энергетической инфраструктуры и концернов. Россия же такой подход не поддержала, но попытки прийти к мирному решению проблемы стали безрезультатными.