Александр Медведев, зампредседателя правления газовой монополии, отреагировал на расследование ЕС в отношении концерна «Газпром», заявив, что Еврокомиссия ведет себя по отношению к российской компании нечестно. Есть русская поговорка - «на воре шапка горит», в данном случае горит она на голове ЕК, подчеркнул Медведев.
По словам высокопоставленного менеджера, именно Газпром терпит убытки от ограничения конкуренции на рынке Европы, поскольку компания терпит необоснованное притеснение. Ей блокируется доступ по надуманным предлогам в приобретении газопроводов на территории стран ЕС.
Якобы, антимонопольное дело было открыто в текущем году, в начале сентября. В случае признания компании виновной, она может быть подвергнута штрафу на сумму до 14 миллиардов долларов.
«Газпром» на газовом рынке ЕС занимает 30 - 25 процентов. Он поставляет газ в страны Европы по долгосрочным контрактам на основе принципа "бери или плати". Этот принцип означает, что потребитель обязан выкупить оговоренный заранее объем газа либо платить существенные штрафы за недобор. В кризисных условиях, на фоне экономического спада многие страны ЕС стали требовать от «Газпрома» уступок, больших скидок в рамках долгосрочных контрактов.
В 2009 году ЕС принял, так называемый, «третий энергопакет», одной из основных целей которого является понижение зависимости от поставок «Газпрома». Он требует, чтобы добывающие компании не владели распределительными сетями и транспортными одновременно. В Газпроме выступили против принятия пакета.
В значительной мере за нападками на «Газпром»в Европе стоит обычная конкурентная борьба. В недавней статье экспертов отдела «Новости России» журнала «Биржевой лидер» здесь, рассматривалась работа газового концерна в Британии. Обозреватель The Independent Джереми Уорнер сообщил, что доля Газпрома на газовом рынке Британии составляет всего лишь два процента, но англичане при этом любят много поговорить об угрозе национальной безопасности со стороны компании. Что это, как не использование властного ресурса в решении экономических вопросов.
Аналогичная ситуация с «третьим энергопакетом», особенно в той части, когда еврпоейский законодатель пытается применять национальное законодательство в отношении российской компании.
4 сентября Еврокомиссия официально открыла в отношении "Газпрома" расследование, обвинив его в нарушении антимонопольного законодательства Европы. Ведомство полагает, что нарушивший правовые нормы ЕС, российский концерн препятствовал закупкам газа от других поставщиков и установил несправедливые цены. В Москве давно «раскусили» европейских чиновников: в Госдуме было заявлено, что настоящей целью расследования есть не соблюдение буквы закона, а попытка "сбить" стоимость топлива.
Началось расследование в отношении "Газпрома" год назад. Тогда в заграничных офисах дочерних компаний концерна и в головных офисах европейских покупателей газа проводились обыски. Представители Еврокомиссии объясняли свои действия расследованием предполагаемой, возможной антиконкурентной политики в газовой сфере. В офисах европейских компаний не скрывали, что "антимонопольщики" проявляли интерес в первую очередь к газпромовским контрактам.
Многими моментами работы с Газпромом недовольны в ЕС, в частности, европейцы хотели бы поменять формулу расчета цены на газ и ввести в нее спотовую составляющую. Сейчас контракты на спотовый газ подписываются с ценой 340 долларов за 1 тысячу кубометров, в то время как долгосрочные контрактные цены "Газпрома" располагаются на уровне 400 - 450 долларов. Европейцы требуют спотовых цен, поскольку они сейчас дешевле долгосрочных, забыв как на споте цена газа превышала 1000 долларов. Также они надеются сбивать спотовые цены, что невозможно с долгосрочными.
Кроме того, они забывают, что цена устанавливается исходя из энергетической эффективности топлива, а не просто привязывается к цене нефти.
"Газпром" на расследование Еврокомиссии ответил довольно сдержанно. В концерне отметили, что они уделяют огромное внимание соблюдению законов стран бизнес-пребывания. Единственным интересным моментом стало напоминание того, что "Газпром" учрежден вне пределов юрисдикции Евросоюза.
Более свободными и пространными оказались мнения российских официальных лиц, которые прямо связали обыски годичной давности с настоящим расследованием и увидевших заговор против концерна. Это связанные звенья одной цепи, не исключаю, что это разновидность конкурентной борьбы, причем в некорректной и нечестной форме, высказал свое мнение постоянный представитель при ЕС Чижов Владимир. Другой депутат, зампред комитета по энергетике в Госдуме Павел Завальный, сказал что расследование ЕС проводится не для следования закону, а чтобы получить скидку на газ.
По мнению Чижова, "Газпрому" нечего бояться - Еврокомиссия не "выдавит" его с рынка. Максимум, что грозит концерну, по его мнению, это денежное взыскание. И то, платить его будут "дочки" Газпрома и аффилированные компании, зарегистрированные в ЕС, то есть сами же европейцы.
Можно уверенно говорить, что российская монополия станет сотрудничать с ЕК в новом расследовании; раньше, по крайней мере, сотрудничала. В таком случае, возможно, штрафа удастся избежать. Но "Газпрому", вероятно, придется сделать некоторые уступки и внести изменения в ценовой политике и практике поставок.
Вот так выбивают скидки европейские рыночники под заунывную сурдинку о невидимой, "всерешающей" руке рынка.