Верховный суд Российской Федерации принял решение по делу о запрете пропаганды гомосексуализма в Архангельской области. Действие законодательного акта не было отменено, хотя высшая судебная инстанция страны признала, что ни защита прав ЛГБТ-сообществ, ни публичные мероприятия, проводимые активистами организаций, не являются пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации.
Таким образом, согласно мотивировочной части решения, запрет ведения пропаганды гомосексуализма не является препятствием на пути реализации права получать и распространять информацию общего, то есть нейтрального содержания о нетрадиционной ориентации, организовывать и проводить мероприятия публичного характера в предусмотренном законодательной базой порядке. Не являются исключением из перечисленного числа и открытые публичные дебаты о социальном статусе представителей сексуальных меньшинств, которые не навязывают несовершеннолетним гомосексуальные установки на жизнь.
Игорь Кочетков, председатель ЛГБТ-сети на территории России, отмечает, что по тексту скандального нормативно-правового акта сексуальным меньшинствам запрещается вести разговоры с несовершеннолетними, пропагандируя гомосексуальные отношения. При этом Кочетков обращает внимание, Верховный суд своим решением ограничил полномочия закона, отметив именно прямые призывы к несовершеннолетним. Активист ЛГБТ уверяет, что никогда не слышал подобных призывов и уверен, что представители сексуальных меньшинств не прибегали к ним.
Стоит обратить внимание с чего началась эта судебная тяжба. Дело в том, что год назад Архангельское областное собрание депутатов приняло во втором чтении дополнение к региональному закону "Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области". Согласно ему, запрещены публичные действия, которые направлены на пропаганду нетрадиционной ориентации среди несовершеннолетних.
Статистические данные говорят о том, что 2010 год принес снижение детского населения в Архангельской области не менее чем на 10 тысяч человек, потому что в детородный период вступило небольшое по численности поколение, рожденное в сложных 90-х. Однако, есть еще куча негативных факторов, влияющих на снижение рождаемости, подчеркивает Александр Дятлов, председатель комитета по молодежной политике и спорту, среди них и пропаганда гомосексуализма, которая преподносится как составляющая успешной жизни.
Решение суда определяет четко, что именно считается пропагандой гомосексуализма - активные действия публичного характера с указанной выше целью, стремящиеся сформировать привлекательный образ нетрадиционной сексуальной ориентации, исказив при этом представления о социальной равноценности традиционных, а также нетрадиционных брачных отношений.
По мнению Кочеткова, принятое решение является весьма двойственным – с одной стороны, Верховный суд не отменяет документ региональных властей, формально оставляя его в силе, а с другой – по сути, сводит его на нет. Кочетков также отмечает, что инициаторы закона стремились запретить публичную деятельность ЛГБТ-организацией.
Впрочем, активисты ЛГБТ-организаций не полностью довольны решение суда, говоря о том, что не ясно, чем судьи обосновывают утверждение о вреде здоровью несовершеннолетних образа жизни ЛГБТ. Также представитель ЛГБТ-сети в России удивлен тем, что в решении говорится об отрицании отношениями нетрадиционного характера семейных ценностей.
Интересно, что как только решение суда было опубликовано, мэрия города Архангельск ввела запрет на демонстрации в защиту прав гомосексуалистов.
Тем временем уже через месяц начнутся слушания в Верховном суде по аналогичной жалобе к петербургскому закону. Заявления также поданы активистами сексуальных меньшинств по подобному закону костромских и краснодарских властей.
Скандальный закон вступил в силу в Санкт-Петербурге в марте этого года и имел широкий резонанс в общественности. По документу публичные действия, которые направлены на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних наказываются административным штрафом для граждан в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц - 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей. Примеру Питера последовала Новосибирская область, а далее эстафету перехватили Магаданская, Самарская и Рязанская области. Московский городской суд в прошлом месяце ввел запрет на проведение гей-парадов во второй раз на ближайшее столетие.
Опрос, проведенный ВЦИОМ показывает, что 86 процентов россиян поддерживают закон, считая нормальным введение запрета на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.