Регистрация кандидатов в Координационный совет оппозиции, где вакантными являются 45 мест, завершена Центральным выборным комитетом. Уже составлен список из 216 претендентов в совет, выборы в который пройдут 20-21 октября. Согласно действующего законодательства, 30 человек избираются по общегражданскому списку, тогда как по пять кандидатов идут от либерального, левого и националистического списков. Если говорить о конкурсе по идеологическим спискам, то он составил всего более двух человек на одно место, тогда как общегражданский список имеет конкурс в менее шести человек на место.
За месяц до реального голосования было запущено тестовое голосование в сети, оно играет роль своеобразного социального исследования. Сейчас явные лидерские позиции в нем занял юрист Алексей Навальный, у которого в два раза больше голосов нежели у группы ближайшего преследования. В нее входят бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков и его сын-парламентарий Дмитрий, лидер «Левого фронта», Илья Яшин и Гарри Каспаров из «Солидарности», а также телеведущая Ксения Собчак.
Наибольшее число проблем возникло при регистрации автора «Библии скинхедов» Николая Королева, который к тому же отбывает на данный момент срок за организацию теракта в 2006 года на Черкизовском рынке. Сложности подобного характера сопровождали и во время регистрации Бориса Стомахина, отбывшего срок в пять лет за разжигание ненависти на национальной почве. Получив заявки от этих претендентов, ЦВК сперва принял решение об их регистрации как таковых, что выполнили все формальные требования. Однако администрация ЦВК сочла необходимым обратить внимание на то, что регистрация этих кандидатов не говорит об одобрении их позиций. Уже через несколько дней в оргкомитет обратился кандидат в совет и одновременно член оргкомитета Яшин, утверждая, что оба радикалы не могут быть зарегистрированы, так как их биографии полностью противоречат декларируемым протестным движениям, а точнее принципу отрицания насилия. В итоге, обращение Яшина было поддержано большинством голосов со стороны оргкомитета и, хоть положение о выборах не обязывает ЦВК выполнять принятые решения оргкомитета, после недолгих дискуссий выборный комитет все же отказал в регистрации Королева и Стомахина, отменив ее.
Леонид Волков, депутат екатеринбургской городской думы, а также председатель ЦВК, утверждает, что конфликт интересов оргкомитета, члены которого и сами являются кандидатами в совет, имеют право принимать рекомендации по снятию других кандидатов, то есть своих соперников. Волков считал, что регистрация Стомахина и Королева должна сохраниться, хотя и большая часть членов ЦВК не согласились.
До этого отказ в регистрации получил Максим Марцинкевич – известный в России националист, осужденный за инсценировку казни таджика с мотивацией «не разделяет цели протестного движения». Отказы в регистрации коснулись и 63-х участников скандальной пирамиды МММ, которые всячески отрицали участие в системе Мавроди, написав вместо своего политического кредо «обычный человек». Все желающие попасть в списки получат обратно оргвзносы в размере 10 тысяч рублей. Теперь, когда списки опубликованы, следующем этапом являются политические дебаты, старт которых намечен на текущую неделю.
Ранее издание «Ведомости» писало, ссылаясь на данные ВЦИОМ, что рост популярности активистов оппозиции нивелируется снижением уровня их поддержки. Последний подобный опрос показал, что за период с февраля по июнь выросла известность большинства лидеров внесистемной оппозиции. Этот опрос датируется 15-16 сентября, число респондентов составило 1600 человек. За названный период узнаваемость основателя проекта «Роспил» Алексея Навального выросла до 48 процентов с 28, а бывшего депутата Гудкова до 60 проценто с 21. Сергей Удальцов узнаваем в 39 процентах, тогда как ранее этот показатель составлял 13 процентов. Евгения Чирикова, лидер движения в защиту Химкинского леса, стал известно за этот период на восемь процентов – с 12 процентов до 20. При этом рост известности оппозиционеров значительно выше в Питере и Москве, нежели в других регионах страны.
За этот же период процент тех, кто стал отрицательно относится к Навальному, к примеру, вырос с 31 процента до 43, к Удальцову – с 26 до 42 процентов, к Гудкову-старшему – с 29 до 43, к Чириковой – с 24 до 39 процентов. Если говорить об уровне поддержки, то практически для всех оппозиционеров он остался неизменным, кроме Удальцов (рост с 18 до 27 процентов) и Чириковой (с 22 до 28).