Вода – это ключевой элемент для всего живого на нашей планете. Обнаруженные ее следы на других космических объектах Галактики могут говорить о высокой вероятности жизни на них. Ученые, затаив дыхание, изучают данные, переданные марсоходом Curiosity, пытаясь найти хоть какие-то намеки на воду, возможно, говорящие о том, что планету населяли или, может, по-прежнему населяют живые существа.
Несмотря на то, что вода является простейшим химическим веществом, содержа в себе всего две молекулы водорода и одну кислорода, ее свойства, задачи, роль в нашей жизни, а также немало тайн до сих пор полностью не раскрыты. Так, ученые приходят к выводу, что, помимо физико-химических свойств, вода имеет еще и информационно-энергетические. Впрочем, на тему последних ведутся оживленные дискуссии и диспуты на протяжении последних нескольких десятков лет. Пока что однозначного ответа ученые не получили, поэтому наличие информационно-энергетических свойств остается под вопросом.
О живой и мертвой воде мы неоднократно слышали из старых сказок, эпизод с ней встречается в одном из запрещенных для просмотра детям ныне советских мультфильмов «Ну погоди!» (Опрос: отношение россиян к запрету показа детям "Ну, погоди!"). Но что это именно такое, где и как вода приобретает целебные и убийственные свойства, об этом ученые начали догадываться не так давно. Сейчас же они работают над наличием, так называемой, «водной памяти».
После проведенных испытаний в Институте полярных исследований имени Альфреда Вегенера ученые констатировали, что вода в мировом океане сохраняет данные о тех организмах, которые в ней некогда жили, в виде органических молекул, по распространению запаха в воде можно проследить за миграцией ее обитателей. Ввиду этого ученые приходят к выводу, что у воды есть, так называемая, «химическая память», которая позволяет сохранять информацию об организмах находившихся в ней в виде органических одиночных молекул. По словам профессора Бориса Коха, сотрудника института Альфреда Вегенера, ученым удалось научиться распознавать частью каких организмов были определенные молекулы и на сколько давно они пребывают в воде.
Ученые полагают, что такая технология может послужить в качестве решения немалого ряда научных задач, в числе которых и определение путей редчайших морских млекопитающих в мировом океане. Уже будущим летом группа ученных института планирует взять пробы воды в Антарктике около колоний южных морских слонов, которые являются разновидностью тюленей, для подтверждения рожденной гипотезы, а также предположение о том, что ориентироваться животным в воде помогает «запах», то есть концентрация тех или иных молекул.
Когда есть определенная химическая формула каждой молекулы, а также ее атомарный состав, то есть распределение долей углерода, кислорода, азота и водорода, это позволяет разобраться частью какого организма является определенная обнаруженная молекула. Такие остатки можно сравнить со следами, которые потом расшифровываются, хотя механизм их распространения больше напоминает запах в воздухе – поскольку именно в таким виде вода сохраняет «память», пришли к выводу эксперты.
Борис Кох также рассказал, что после распада органического вещества в воде на длительное время остаются его одиночные молекулы, которые ученые изучили при помощи сверхточного масс-спектрометра. Примечательно, что с точки зрения химический науки данный феномен пока не объясним, так как, согласно общему правилу, все органические молекулы при распаде создают воду, углекислый газ и ряд других газов.
В ходе запланированных дальнейших исследований ученые рассчитывают определить и оценить уровень, так называемой, вместительности мирового океана как самого крупного из известных резервуаров для углерода, а также его долю в источниках СО2, то есть какая часть углекислого газа образуется благодаря активному участию мирового океана, а какая – поступает извне.
Определенные выводы пока еще делать рано, подводит черту ученый, однако дальнейшие изучения механизмов сохранения углерода в растворенном виде в водах мирового океана могут помочь науке рассчитать границу, после которой вода может перенасытиться углеродом, прекратив в итоге сглаживание процесса парникового эффекта на нашей планете.