Энрико Саджезе, являющийся главой итальянского космического агентства, крайне сильно возмутил отечественное космическое сообщество своим заявлением, которое было сделано в ходе Евразийского форума под названием «Международные инновации и интеграция», который был организован в итальянской Вероне на минувшей неделе. В интервью изданию «Известия» Саджезе заявил, что в тысяча девятьсот девяносто четвертом году нашего космонавта Валерия Полякова забыли на уже несуществующей орбитальной станции «Мир», в результате чего он пребывал в космосе четыреста тридцать восемь суток, установив таким образом непобедимый мировой рекорд по непрерывному нахождению человека в космическом пространстве.
Саджезе также отметил, что столь длительное пребывание нашего космонавта оказало непоправимый вред его здоровью. Саджезе дословно сказал, что «в России есть космонавт, пребывание на орбите которого составило четыреста тридцать семь дней. Все это происходило в переходный период времени между распадом Советским союза и становлением России. Его коллеги забыли на космической орбитальной станции «Мир», которой уже не существует, и у него случились серьезные проблемы, связанные с обильным излучением в космосе. Его здоровью был нанесен значительный вред, а также его мускулам и костям».
Юрий Коптев, который возглавлял отечественное космическое агентство в девяностые годы, назвал данное заявление «явной глупостью». Столь длительная космическая экспедиция Валерия Полякова на орбитальной станции «Мир» была заранее запланирована и прошла полностью успешно, а забыть на космической орбите космонавта попросту невозможно. Сам Валерий Поляков в интервью журналу «Известия» отметил, что не испытал серьезных отрицательных последствий для собственного здоровья после столь длительного пребывания в космическом пространстве. Валерий Поляков сказал, что «вреда здоровью не обнаружено. Я полностью уверен, что летать можно сколько угодно, даже к другим планетам. А запланированный полет был посвящен изучению медико-биологических возможностей человека в крайне длительных полетах, которые сопоставимы по длительности с вероятным полетом на Марс».
Поляков также отметил, что идея реализовать рекордный по своей длительности полет появилась на свет еще в тысяча девятьсот девяносто втором году во время его участия в столичном симпозиуме «Человек в космосе». У нас была запланирована встреча с американскими космонавтами. Они сообщили, что планируют реализовать полет длительностью в тринадцать месяцев. А у нас на тот момент был зафиксирован мировой рекорд на отметке в двенадцать месяцев. Тогда у Валерия Полякова и родилась идея, которую он и предоставил руководству отечественной космической отрасли: отправить его на орбиту на полтора-два года. К тому моменту он уже имел восьмимесячную командировку на орбитальную станцию «Мир». Запланированный полет был посвящен детальному изучению медико-биологических возможностей человека, когда он пребывает в крайне продолжительных полетах, которые можно сопоставить с вероятным по длительности полетом на Красную планету. Данную идею поддержали практически все на коллегии Росавиакосмоса.
Академик РАН Юрий Семенов, который возглавлял в девяностые годы отечественную ракетно-космическую корпорацию под названием «Энергия», которая являлась центральной организацией по одобрению пилотируемых программ, вспомнил, что есть еще один из рекордов по длительности пребывания на орбите. Он отметил, что американская астронавтика Шеннон Лусид смогла побить рекорд по продолжительности нахождения женщины в космическом пространстве по определенному стечению обстоятельств: за ней в положенное время не смогли прислать шаттл, в результате чего ей пришлось провести на орбите сто восемьдесят восемь дней, перекрыв тем самым рекорд Елены Кондаковой, которая находилась на станции «Мир» в течении пяти с половиной месяцев. Полет Полякова был изначально запланирован столь длительным, так как Валерий являлся космонавтом-врачом. А в течение всего полета все физиологические параметры организма Полякова были подконтрольны Институтом медико-биологических проблем Российской Академии Наук (ИМБП).