Без уступок Америки по ПРО РФ не намерена обсуждать уменьшение ядерных арсеналов. Накануне закончился визит в Москву замгоссекретаря Америки Роуз Готтемеллер, которая приезжала для обсуждения основных тем. Первая из них - возможность будущего уменьшения ядерных арсеналов РФ и США, а вторая – договор о сотрудничестве, которое прийти может на смену программе Нанна—Лугара. Какова позиция России по двум этим вопросам, и к каким итогам пришли обе стороны, выясняли эксперты отдела новости России и новости США издания для инвесторов «Биржевой Лидер».
Первую тему, по данным Минобороны, МИДа, РФ "вопросом ближайшего времени" не считает. Причина тому - разногласия по ПРО. А вот вторая тема, по мнению замглавы МИДа Сергея Рябкова, "продвинулись вперед", пишет "Ъ".
СМИ отмечают, что за день до визита Готтемеллер заявила, что в Москву едет договариваться о новом договоре по снижению ядерных арсеналов по всем категориям вооружений (стратегические, нестратегические, развернутые, неразвернутые). В Белом доме считают, что США и РФ без ущерба для безопасности отказаться могут от 1/2 боезарядов. Если Москва не захочет рассматривать данную идею, Белый дом заручиться может поддержкой 2/3 сенаторов, начать снижение в одностороннем порядке.
РФ считает, что это не вопрос ближайшего времени
В РФ к предложению США отнеслись скептически. В Генштабе РФ называют такую инициативу США "не отвечающей нынешним реалиям", а идею одностороннего разоружения — "политходом". Используя данный повод, они хотят, чтоб РФ смягчила позицию по проблеме ПРО. Но для РФ ПРО — краеугольный вопрос, без договоренностей в этой области на будущее уменьшение арсеналов РФ не пойдет, заявил источник в МИДе. С его слов стало понятно, что Вашингтон и Москва ищут варианты предоставления России гарантий ненаправленности американско-натовской ПРО для ее силы ядерного сдерживания, которые не требуют одобрения от американского Конгресса. Но пока компромисс не найден.
Также известно. Что до того, как вести речь о будущем уменьшении арсеналов, Москва необходимым считает исполнить требования соглашения СНВ. А если говорить о пакетном договоре, то РФ хочет видеть там и стратегические вооружения в неядерном оснащении, но США к этому не готова, констатировал источник. Остается и проблема дисбаланса в пользу США и по обычным вооружениям.
Обсуждение вопрос по программе Нанна—Лугара было более результативным
Более плодовитыми были переговоры по второму вопросу — обсуждению договора, который призван заменить программу Нанна—Лугара, в границах которой с начала 1990-х на американские средства ликвидировались излишки ядерных боеприпасов, химоружия РФ. Власти Росси решили истекающий в июне период действия программы не продлевать, ссылаясь на то, что страна не нуждается больше в дотациях.
Во время переговоров с Роуз Готтемеллер представители России обнародовали условия, по которым Москва могла бы подписать с США новый договор в данной сфере. Раньше в МИДе, Минобороны заявляли, что оно "основываться должно на равноправии".
Замглавы МИД России Сергей Рябков заявил накануне, что РФ довольна содержанием консультаций в этом вопросе. «Мы двигаемся вперед, хотя, пока еще рано гвоорить о том, что уже достигнуты какие-либо прорывы. Но все же диалог идет»,— резюмировал он. Относительно вопроса, когда будет подписан новый договор, дипломат дал образный ответ: "Мы последней станции не достигли, когда все должны из вагонов выйти, сесть за стол, взять ручки, подписать что-либо».
И все же, глава ПИР-Центра Владимир Орлов уверен, что подготовить проект договора стороны могли бы в ближайшие несколько месяцев — к встрече Путина и Обамы, назначенной на сентябре на полях саммита G20 в Санкт-Петербурге. Специалист придерживается мнения, что на смену соглашению Нанна—Лугара придет новая программа — сроком на 10 лет, но более компактная по размеру финансирования, количеству проектов. Приоритет - использование положительного опыта программы Нанна—Лугара в области реализации проектов в третьих державах, добавил он. Выводя программы США содействия из России, мы устраним анахронизм, снимем больные вопросы по ответственности за ущерб. Как известно, в границах программы Нанна—Лугара подрядчики США, нанятые для работ в России, не несли ответственности за ЧП и аварии, возникавшие по их вине.